На круглом столе 25 ноября в Конференц-зале ПСТГУ. Среди присутствующих – почетные гости и выступающие (на переднем плане, слева направо): Г.Л. Сафонов, А.В. Булычева, Е.Ю. Антоненко, Д.А. Онегин, П.А. Савинков
На круглом столе 25 ноября в Конференц-зале ПСТГУ выступает игумен Лазарь (Гнатив)
На круглом столе 25 ноября в ПСТГУ: со-ведущая встречи Е.Н. Садикова и многочисленная онлайн-аудитория
На круглом столе 25 ноября в Конференц-зале ПСТГУ: беседу с А.Т. Гринденко ведет И.П. Шеховцова
На круглом столе 25 ноября в ПСТГУ: со-ведущая встречи Е.Н. Садикова и многочисленная онлайн-аудитория
Сотрудники оргкомитета конференции-форума – И.П. Шеховцова, Н.А. Потемкина и О.Б. Шевцова
1 /
О заключительном этапе конференции-форума «Русская духовная музыка синодального периода»

25 ноября 2021 года в конференц-зале ПСТГУ состоялся круглый стол, посвященный теме «Русская духовная музыка XVIII – начала ХХ века: проблемы современной церковно-певческой и концертной практики», в котором приняли участие известные музыковеды, дирижеры, регенты, преподаватели церковного пения и студенты.

С 19 по 25 ноября 2021 года в Москве прошла Международная научно-практическая конференция-форум «Русская духовная музыка синодального периода: неизвестные страницы», организованная Научно-археографическим советом при кафедре истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных и факультетом церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и объединившая известных и начинающих исследователей, дирижеров, регентов, преподавателей, студентов, певчих в стремлении знать и пропагандировать наследие русской духовно-музыкальной культуры XVIII – начала ХХ века.

Одним из основных поводов к проведению столь масштабного форума стала отмечаемая в этом году дата – 300-летие образования Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, уже целое столетие, отделяющее нас от революционных потрясений ХХ века, в том числе завершивших так называемый синодальный период, позволяет сегодня с большей объективностью и беспристрастностью приблизиться к верному пониманию и оценке этого особого этапа в многовековой истории Русской Церкви и ее церковно-певческой культуры.

Тематика прошедшей конференции-форума, включавшей целый ряд мероприятий (научные заседания и творческие собрания, большой хоровой концерт, дискуссии и активные диалоги, развернувшиеся непосредственно во время встреч и продолжившиеся на специальном сайте конференции-форума)[1], была весьма разнообразна: от докладов, посвященных изучению особенностей развития русской духовной музыки в обозначенный период, или традиционных для литургического музыковедения теоретических вопросов палеографии, кодикологии, историографии и поэтики – до обсуждения проблематики образования, воспитания и исполнительства в применении к синодальному периоду.

Обсуждавшаяся на круглом столе тема «Русская духовная музыка XVIII – начала ХХ века: проблемы современной церковно-певческой и концертной практики» была призвана привлечь внимание к следующим ключевым вопросам: подбор богослужебно-певческого и концертного репертуара, вопросы стилистической однородности в современном богослужебном пении и подходы к интерпретации русской духовной музыки синодального периода в современной исполнительской хоровой практике. Своим уникальным опытом, ценными наблюдениями и практическими советами, проливающими свет на решение этих и многих других сопутствующих вопросов, поделились такие крупнейшие мастера хорового и регентского дела, как игумен Лазарь (Гнатив) – декан факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии, фактически представляющий современную традицию Свято-Троице-Сергиевой Лавры, А. Т. Гринденко – основатель и руководитель хора «Древнерусский распев» (с 1983 г.), остававшегося многие годы одним из эталонов в области исполнения русской духовной музыки, Д. А. Онегин – руководитель Академического хора Московского института музыки им. Шнитке, профессор кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных и кафедры хорового дирижирования МГИМ им. Шнитке, создавший хорошо известный у нас и за рубежом камерный хор «Воскресение» и многие годы руководивший им, Г. Л. Сафонов, за плечами которого стоит огромная богослужебная и концертная практика в качестве художественного руководителя и главного регента Праздничного хора Свято-Данилова монастыря, и Т. И. Королева – заведующая кафедрой регентования факультета церковного пения ПСТГУ, обладающая помимо огромного багажа многолетних педагогических и дирижерских наработок уникальным опытом подготовки и проведения при участии студентов ФЦП ПСТГУ так называемых «стилевых» служб. Помимо опытных наставников старшего поколения перед собравшимися выступили представители молодого современного дирижерского искусства – кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры хорового дирижирования МГК им. П. И. Чайковского, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «INTRADA» Екатерина Антоненко и художественный руководитель и дирижер Академического и камерного хора Музыкального училища им. Гнесиных, преподаватель Музыкального училища и РАМ им. Гнесиных Петр Савинков. Само их появление, как блистательных участников только что прошедшего концерта, было встречено овациями.

В целом же теплая атмосфера живого участия десятков собравшихся в зале ПСТГУ и в онлайн-аудитории, сочеталась с заинтересованным, порой горячим до спора диалогом выступавших, лишь иногда прерывавшимся демонстрацией записей – интервью с              Т. И. Королевой или с выступлениями упоминаемых хоровых коллективов, как иллюстраций к обсуждаемым животрепещущим профессиональным вопросам. Благодарность и вдохновляющие отклики самых разных участников круглого стола убеждают в необходимости и полезности состоявшейся встречи.

В заключении очерка отметим, что все мероприятия прошедшей конференции-форума проходили в смешанном (параллельно очном и дистанционном) формате, что позволило привлечь внимание максимально широкой аудитории как специалистов, так и многочисленных знатоков и любителей русской церковно-певческой культуры, а о важности и актуальности затронутой тематики можно судить по достаточно широкому общественному резонансу, который вызвали разнообразные научно-творческие мероприятия, проходившие на разных площадках с использованием самых современных средств коммуникации. И хотя не со всеми техническими проблемами удалось справиться в полной мере, в перспективности таких разнообразных форм взаимодействия нет никаких сомнений.

Организаторы – члены Научно-археографического совета РАМ им. Гнесиных и сотрудники факультета церковного пения ПСТГУ, кандидаты искусствоведения О. Б. Шевцова, Е. Н. Садикова, Н. А. Потемкина и руководитель всего проекта – канд. искусствоведения, руководитель Научно-археографического совета и доцент кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных и кафедры истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ   И. П. Шеховцова – выражают искреннюю признательность всем, кто потрудился над подготовкой и проведением всех мероприятий форума: прежде всего дирижерам, руководителям и певчим всех шести исполнительских коллективов, принимавших участие в концерте, а также уважаемым исследователям, в том числе ученым-специалистам, которые предоставили редчайшие ноты для исполнения; слова благодарности адресованы также ректору РАМ им. Гнесиных – доктору искусствоведения, профессору                      А. С. Рыжинскому; руководству факультета церковного пения ПСТГУ – лично декану протоиерею Алексею Емельянову, его заместителю по научной работе кандидату искусствоведения О. Н. Соколовой и заведующей кафедрой истории и теории музыки Е. Б. Резниченко.

Текст составлен И. П. Шеховцовой (канд. искусств., доцент кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных и кафедры истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ)




[1] https://www.muzconference.com/