1 /
Провела работу секция «Церковное пение»

Заседания секция «Церковное пение» 20 и 21 января 2021 года впервые проводились в дистанционном формате, на платформе Zoom. В течение двух дней вниманию слушателей были предложены 30 докладов. За одним исключением, все доклады сопровождались презентациями и в отдельных случаях – аудиозаписями и видеозаписями.

В программе конференции, как обычно, широко и разнообразно представленными были темы, посвященные проблемам исследования русской духовной музыки древней традиции и более позднего времени:

Крюков Павел Дмитриевич, аспирант (кафедра истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ, Москва)
Антифоны Октоиха в древнейшей русской нотированной рукописи

Богаченко Алексей Владимирович, аспирант, преподаватель (АХИ им. В. С. Попова, Москва)
Композиция ирмосов столпового роспева: текст и напев (на примере ирмосов 5-го гласа наонной редакции)

Старикова Ирина Владимировна, к. иск., н. с. (НТЦ церковной музыки при кафедре хорового дирижирования МГК им. П. И. Чайковского, Москва)
Феномен ложных мартирий в византийских певческих стихирарях

Захарьина Нина Борисовна, д. иск. доцент кафедры древнерусского певческого искусства, Смирнова Екатерина Александровна, д. иск,. зав. кафедрой древнерусского певческого искусства (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург)
Амвонное пение в древнерусских источниках по истории русской церковной музыки

Герасимова Ирина Валерьевна, к. иск, к. ист. н., доцент (кафедра философии и теологии ПсковГУ, Псков)
Хоровые концерты Яна Календы в певческих рукописях Сретенского монастыря

Секерина Анастасия Владимировна, магистрант (кафедра философии и теологии ист. фак-та, ПсковГУ, Псков)
Музыкальные редакции службы Мирожской иконе Божией Матери в русских нотированных рукописях XVI–XVIII вв.

Гусейнова Зивар Махмудовна, д. иск., профессор, зав. кафедрой истории русской музыки (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург)
Контаминированные типы музыкально-теоретических руководств XVII века

Кондрашкова Лада Вадимовна, к. иск., н. с. (ГЦМДК им. А. Рублева, Москва)
Подобен «Киими похвальными» в беспометных строчных стихирарях XVII века: опыт расшифровки

Лукашевич Александр Анатольвич, ст. преподаватель (Богословский факультет ПСТГУ, Москва)
Прот. Димитрий Разумовский и путевой распев в нотных изданиях XIX века

Плотникова Наталья Юрьевна, д.иск., проф., в.н.с. (МГК им. П. И.   Чайковского; ГИИ, ПСТГУ, Москва)
Многораспевность в песнопениях Рождества Христова (по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи)

Шеховцова Ирина Павловна, к. иск., доцент (кафедра истории русской музыки, РАМ имени Гнесиных, кафедра истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ, Москва)
Греческая певческая Антология из коллекции князя В. Ф. Одоевского как источник изучения локальной традиции

Марьясина Нонна Семеновна, преподаватель (кафедра регентования ПСТГУ, Москва)
Преждеосвященная литургия в творчестве русских композиторов 2-й половины XIX века

Золотова Екатерина Владимировна, аспирант (кафедра истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ, Москва)
Церковно-певческая культура России конца XIX начала XX вв.: по материалам переписки протоиерея Василия Металлова

Старостина Татьяна Алексеевна, к. иск., доцент (кафедра теории музыки МГК им. П. И. Чайковского, Москва)
«Догматики Богородичны» знаменного распева в гармонизации А. Д. Кастальского: стилистические особенности многоголосия

Рассматривались также вопросы церковно-певческой практики, отечественной музыкальной педагогики, духовно-музыкальной цензуры в дореволюционный период:

Зверева Светлана Георгиевна, к. иск., в. н. с., преподаватель (ГИИ, Москва, Королевская консерватория Шотландии, Глазго)
Церковно-певческие (учительские) съезды в Пскове, Новгороде и Холмщине в начале XX века и их деятели

Белогубова Юлия Вячеславовна, аспирант (кафедра истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ, Москва)
Духовно-музыкальная цензура в России в период правления императора Николая I

Глушкова Ольга Рейнгольдовна, музыковед-исследователь (Москва)
Духовно-нравственный аспект в образовательной деятельности Московской консерватории дореволюционного времени

Два доклада были посвящены теме возрождения богослужебной жизни Свято-Троицкой Сергиевой лавры и ее певческой традиции: первый из них – непосредственно, второй – косвенным образом.

Садикова Екатерина Николаевна, к иск., ст. преподаватель, н. с. (кафедра хорового дирижирования, ПСТГУ; Научно-археографический совет РАМ им. Гнесиных, Москва)
Певческая традиция Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К 75-летию возобновления богослужебной жизни

Прот. Георгий Дик, к. богословия, руководитель Православного   культурно-просветительского центра Свято-Николаевского собора (Евпатория)
Вячеслав Павлович Пестрицкий и его регентское служение

В одном из докладов на основе материалов экспедиций 2006 – 2013 гг. была освещена традиция литургического пения титовцев согласия сибирских старообрядев, закрытых от внешнего мира: автором были рассмотрены проблемы организации богослужений этой общины в соборах и их певческой составляющей.

Казанцева Татьяна Генриховна, канд. иск., доцент, и.о. проф. кафедры    истории музыки НовосибирскойГК им. М. И. Глинки, с. н. с. (ОРКиР ГПНТБ СО РАН, Новосибирск)
Некоторые наблюдения над литургической и певческой практикой    старообрядцев титовского согласия (по материалам экспедиций 2006–2013 гг.)

Часть докладов второго дня работы секции «Церковное пение» касалась музыки XX XXI веков, литургической и внелитургической:

Кирюшина Мария Александровна, аспирант (кафедра истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ, Москва)
Vespers (Великая вечерня) Б. М. Ледковского в контексте его духовного музыкального творчества

Горюнова Ольга Сергеевна, аспирант (кафедра истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ, Москва)
Вискова Ирина Владимировна, к. иск, доцент (кафедра теории музыки МГК имени П. И. Чайковского, Москва)
Хенрик Миколай Гурецкий: путь композитора от авангарда к духовной музыке

Николаева Елена Алексеевна, к. иск., доцент (кафедра теории музыки, МГК им. П. И. Чайковского, Москва)
Книга «Псалтирь» в русской и зарубежной духовной музыке XX века

Ковалев Андрей Борисович, д. иск., доцент кафедры истории и теории музыки (АХИ им. В. С. Попова, Москва)
Михаил Симаков. Всенощное бдение (соч. 2003 – 2020 гг.): путь к созданию хорового цикла богослужения

Корнилова Ирина Петровна, преподаватель (Отделение довузовской подготовки ПСТГУ, Москва)
Топосы и их музыкальное воплощение в опере-оратории Г. П. Дмитриева «Святитель Ермоген»

В завершение прозвучали доклады, посвященные региональным певческим традициям и деятельности отдельных творческих коллективов, опирающихся на православную церковно-певческую традицию:

Червякова Ирина Михайловна, аспирант (кафедра музыковедения, композиции и методики музыкального образования КГИК, Краснодар)
Музыкально-просветительская деятельность Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря (2006-2020 гг.)

Садыкова Наталья Валерьевна, аспирант (кафедра музыковедения, композиции и методики музыкального образования факультета «Консерватория» КГИК, Краснодар)
Формирование Православной певческой традиции Сахалина: региональный аспект

Мерцев Дмитрий Валентинович, методист НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», певчий правого хора Свято-Троицкого кафедрального собора (Майкоп).
Богослужебная деятельность Кубанского казачьего хора сегодня: возвращение к истокам

Последним в программе второго дня работы секции «Церковное пение» стал доклад, представленный в стендовой форме, об итогах IV Международной научной конференции:

Хватова Светлана Ивановна, д. иск., доцент, профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования (КГИК, Краснодар), заведующая кафедрой музыкального и хореографического искусства, профессор кафедры (Институт искусств АГУ, Майкоп), в.н.с. (ЦМИ СаратовГК им. Л. В. Собинова, Саратов)
Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: перспективы развития научного направления (по итогам IV Международной научной конференции при финансовой поддержке РФФИ 9-12 ноября 2020 года).

Дистанционный формат не устранил обычных неудобств: понятно, что не все смогли познакомиться с содержанием представленных и обсуждаемых тем в полном объеме – из-за занятости своей ежедневной деятельностью в других организациях, но он позволил присоединиться к творческому общению специалистам, находившимся в заметном удалении от Москвы, благодаря чему «география» конференции стала более обширной. Последнее относится и к авторам научных докладов, и к гостям конференции.

Стоит отметить также глубокую заинтересованность участников в рассматриваемых на заседаниях секции «Церковное пение» темах: это проявлялось в дискуссиях, сопровождавших, без исключения, каждое выступление.