Сотрудники ПСТГУ выступили на посвященной первенству и соборности конференции

16–17 сентября 2021 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Организаторами форума выступили Синодальная библейско-богословская комиссия, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Сотрудники Университета поделились на конференции результатами своих исследований.

Г. Е. Захаров в своем докладе "Первенство в Древней Церкви: опыт историко-экклезиологического обобщения" рассмотрел концепт "первенство" в свете древнехристианского наследия. В начале сообщения автор обратился к проблеме осмысления соотношения неизменных свойств Церкви и исторических форм ее организации. Далее он предложил достаточно широкое определение первенства как иерархизации церковного общения, имеющей целью конверсию исторического преемства в жизни Церкви в актуальное согласие ее членов. В завершающей части доклада были рассмотрены конкретные типы реализации первенства в Древней Церкви (первенство епископа в локальной Церкви, первенство свидетельства апостольских Церквей, первенство епископата во Вселенской Церкви, региональное первенство митрополитов и патриархов, вселенское попечение одного или нескольких первенствующих престолов). В итоге, докладчик пришел к выводу, что первенство является важным инструментом упорядочивания церковного общения, однако оно может осуществляться только в согласии и ради согласия. Поскольку исторически засвидетельствованы формы коллективного церковного первенства, в современных условиях было бы вполне корректно говорить о вселенском первенстве предстоятелей всех Поместных Церквей, действующих в согласии со своими Церквами и друг с другом.

М. В. Грацианский выступил с докладом «Понятие первенства: новые интерпретационные подходы в свете новейших исследований». Докладчик представил в обобщенном виде наработки современных исследователей в сфере изучения «федеративных» структур греко-римского общества, прообраз которых нашел свое выражение еще в классическую античную эпоху в этнических общинах-союзах. В докладе было кратко прослежено бытование этих структур от классического к позднеантичному римскому периоду и их связь со структурами императорского культа. Этнические общины-союзы (койноны, греч. κοινόν) в римскую эпоху входят составной частью в структуры римских провинций и через своих представителей — жрецов или священников (ἱερεῖς, sacerdotes) императорского культа — вступают во взаимодействие с римскими императорами. Организационная и координирующая роль в рамках общин-союзов отводилась именно жрецам императорского культа, которые избирались от каждого города и периодически участвовали в общесоюзных съездах, проводимых в митрополии — главном городе союза под председательством местного первосвященника — архиерея (ἀρχιερεύς) митрополии. Города, входившие в союз, ранжировались по их значимости, а также соперничали друг с другом за первенство (πρωτεῖα). Ранг городов отражался на их церемониальном положении в рамках союза. Задействованные для подготовки доклада работы, их выводы, а также обозначенные в них проблемы и перспективы исследований, позволяют сделать предварительный вывод о том, что система этнических союзов, жрецы-представители которых в эпоху принципата собирались в митрополиях на регулярные съезды, определенным образом повлияла на формирование соборных структур Церкви и систему церковного первенства и предстоятельства в эпоху поздней античности ΙV–VII вв.

Представленные в докладе М. В. Грацианского тезисы о становлении института церковного первенства были развиты в выступлении заведующего лабораторией священника Павла Ермилова «Первенство как политический институт». Как показал докладчик, древние источники содержат множество свидетельств, подтверждающих присутствие института первенства в общественно-политической жизни греческих полисных союзов как до эпохи римского завоевания, так и после их вхождения в состав Римской империи. В докладе были изложены представления ряда историков-антиковедов о том, в чем могло проявляться обладание статусом первых городов в рамках греческих койнонов, и уделено особое внимание церемониальной составляющей привилегий первенства. Согласно имеющимся данным, применение принципа первенства в иерархии греческих городов было упорядочено римскими властями и распространено на всей территории империи, а регулирование городских статусов на подначальных землях перешло к римским императорам, оставшись в их же ведении и после христианизации империи. По утверждению докладчика, в имперское время понятие первенства приобрело вполне ясные очертания, а также техническое значение, и именно в этом техническом смысле оно вошло в жизнь христианской Церкви. В докладе был поднят вопрос о существовании наряду с провинциальными иерархиями городов и общеимперской иерархии, а также о том, в чем могло заключаться производное от нее первенство римской епископской кафедры, которое было окончательно утверждено на IV Вселенском соборе наряду с возвышением епископского престола второй столицы империи Нового Рима Константинополя. Заключительная часть доклада была посвящена дальнейшей эволюции института политического первенства, в том числе и в постимперский период, и сопоставлению описанных процессов со схожей эволюцией идеи церковного первенства в православном богословии.

С полными текстами докладов можно будет ознакомиться в анонсированном организаторами сборнике материалов конференции.