1 /
В ПСТГУ состоялось заседание секции молодых ученых по проблемам педагогической науки

22 января 2021 года в рамках ХХХI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ в ряду научных мероприятий кафедры педагогики историко-филологического факультета была проведена секция аспирантов и молодых ученых «Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции».

В этом году заседание секции впервые прошло в дистанционном режиме. Руководителем секции выступила доцент кафедры педагогики, руководитель образовательной программы аспирантуры, кандидат педагогических наук Антонина Владимировна Агеева. На заседании также присутствовали заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор кафедры, Светлана Юрьевна Дивногорцева и заместитель декана историко-филологического факультета по научной работе, кандидат исторических наук, Елена Николаевна Козловцева.

На секции было представлено 17 докладов. Открылось заседание сообщением аспирантки 1 года обучения Павловой Ольги Валентиновны «Эстетическое воспитание учащихся средних профессиональных учебных учреждений г. Казани: религиозный аспект». В докладе аспирантка рассказала об особенностях казанского региона и отношении к религиозной культуре учащихся учреждений среднего профессионального образования, высказав предположение, что дальнейшее развитие эстетического сознания учащихся напрямую будет зависеть от данного фактора.

Ольга Валентиновна Золотарева представила доклад на тему «Деятельность православных гимназий в научных трудах ХIХ–ХХI вв.». В своем докладе аспирантка показала смоделированную структуру проблем и вопросов, касающихся деятельности православных гимназий, представленных в научных трудах отечественных педагогов. Наиболее часто, по мнению докладчика, в научном сообществе поднимались вопросы, связанные с региональными особенностями деятельности и духовно-нравственным воспитанием.

Тема воспитания в православных учебных заведениях была продолжена в докладе аспирантки 2 года обучения Анны Владимировны Крат. В своем выступлении «Система воспитания школьников в православных общеобразовательных школах различного вида» докладчица рассказала о том, как построена система воспитательной работы в московской православной гимназии им. митрополита Платона (Левшина).

Доклад Дарьи Дмитриевны Кочкиной «Понятие системы попечения о детях в контексте христианской приходской педагогики» был посвящен этимологии понятия «попечение» и связанных с ней особенностей восприятия попечения как особого вида служения в христианской приходской практике.

Самая юная выступающая – студентка 3 курса бакалавриата Ерёмина Кира Сергеевна рассказала о некоторых методических особенностях образовательной программы «Русская классическая школа». В своем докладе Кира Сергеевна упомянула также о впечатлениях, оставшихся после обучения по данной программе и возможностях использования методов РКШ при подготовке к школе. Доклад вызвал бурную дискуссию.

Аспирантка 2 года обучения Ирина Валерьевна Забегайлова представила вниманию слушателей доклад на тему «Проблемы духовно-нравственного развития личности ребенка в святоотеческой литературе второй половины XIX - начала XX вв.». Источником послужили творения и личная переписка российских святителей, преподобных и новомучеников. Были озвучены ключевые цели воспитания и методы достижения данных целей, представленные в святоотеческой педагогике.

Вопросам развития дошкольников был посвящен доклад аспирантки 4 года обучения Александры Владимировны Соколовой «Музыкально-игровая деятельность как основа педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в музыкальном развитии детей». В докладе были приведены примеры программ дошкольного образования, включающие в себя раздел, посвященный педагогическому партнерству родителей и образовательного учреждения; перечислены формы работы, предполагающие партнерство в процессе музыкального развития дошкольников. Отвечая на вопросы аудитории, Александра Владимировна рассказала о том, какие мероприятия, связанные с музыкальной культурой, вызывают отклик у родителей и какие требуют дополнительной мотивации.

Доклады аспиранток Натальи Владимировны Смекалиной и Богданы Геннадьевны Оразовой были посвящены необычайно актуальной на сегодняшний момент теме дистанционного обучения младших школьников. Наталья Владимировна Смекалина представила результаты анкетирования, проведенного среди педагогов одной из московских школ, и рассказала об их оценке возможностей дистанционного обучения, его положительных и отрицательных факторах и влиянии общения в дистанте на коммуникационные умения школьников.

Богдана Геннадьевна Оразова обратилась к истории дистанционного обучения, рассказала об этапах его развития и распространения, перечислила образовательные возможности дистанта, доступные современным педагогам и школьникам.

Наталья Игоревна Красностанова, обучающаяся на 2 курсе магистратуры, выступила с докладом на тему «Развитие внимания первоклассников в рамках внеурочной деятельности как педагогическая задача образовательного процесса», в котором рассмотрела возрастные особенности развития внимания обучающихся младшего школьного возраста, а также привела примеры заданий, способствующих развитию внимания, которые можно применять в рамках внеурочной работы с детьми.

Ряд докладов был посвящен вопросам изучения и использования в учебном процессе агиографической литературы. Магистрантка 2 курса Фомина Горислава Игоревна рассказала об особенностях и формах жанра современной агиографии. Магистрантка перечислила основные топосы, составляющие основу жития древних подвижников, рассмотрела процесс формообразования современных житийных текстов, упомянула о феномене околожанрового пространства жития.

Следующие доклады были сделаны аспирантками Томского государственного педагогического университета Шиловой Алиной Сергеевной и Пацьоркой Еленой Игоревной. Шилова Алина Сергеевна продолжила тему агиографии в несколько ином ключе: она выступила с докладом «Агиографическая литературная традиция и духовно-нравственное воспитание (на материале романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»)».

Ее коллега по Томскому государственному педагогическому университету Елена Игоревна Пацьорка также обратилась к творчеству Ф. М. Достоевского. Ее доклад «Духовная биография Ф. М. Достоевского в контексте ценностно-ориентированного обучения (на материале «Дневника писателя» и эго-документов)» был посвящен переосмыслению пути духовных исканий писателя на основании источников личного происхождения.

Выступление Екатерины Александровны Ивляновой, аспирантки 4 года обучения, касалось методической составляющей преподавания Закона Божия в начале ХХ века. В своем докладе «Учебник по Закону Божию для начальной школы в начале XX века: функции, требования и критерии оценки» она рассказала о том, как формировались критерии оценки учебников Закона Божия начального уровня и насколько одобренные Священным Синодом учебники тех лет соответствовали необходимым требованиям.

Марина Юрьевна Бородина подготовила сообщение, касающееся нормативно-правового регулирования профессионального образования студентов бакалавриата. Марина Юрьевна рассказала о требованиях ФГОС ВО, системе управления образованием в Российской Федерации, а также о связи продолжительной самоизоляции и внедрении дистанционных технологий с возможными изменениями законодательства в области высшего образования.

Доклад Владимира Сергеевича Малышева «Параметры проектирования среды обучающихся в аспирантуре с применением информационно-коммуникационных технологий: на основе отечественного и зарубежного опытов» был посвящен рассмотрению базовых понятий средового подхода и осмыслению среды с точки зрения педагогической науки. Вторая часть доклада касалась особенностей применения информационно-коммуникативных технологий в аспирантуре в рамках средового подхода.

В завершение заседания секции прозвучал доклад магистранта 2 курса Павлова Максима Игоревича «Современные доступные ресурсы в экологическом воспитании младших школьников». В процессе выступления магистрант рассказал о различных видах ресурсов, задействованных в организации учебного процесса младших школьников, а также раскрыл закономерность использования ресурсов на сравнительном примере организации урока по окружающему миру и экскурсии в природу.

Заключительное слово участникам конференции произнесла заведующая кафедрой педагогики ПСТГУ, доктор педагогических наук Светлана Юрьевна Дивногорцева. Она поблагодарила выступающих и слушателей и пожелала всем успехов в начинающемся учебном семестре.

По данным системы СДО, на секции единовременно присутствовали 38 человек.