1 /
Завершила работу секция «Путь истории русского церковного зарубежья»

12 марта 2021 года в рамках международной научной конференции ««Русская эмиграция: церковная жизнь и богословско-философское наследие» состоялись заседания секции «Путь истории русского церковного зарубежья».

В секции, прошедшей под председательством профессора ПСТГУ священника Александра Мазырина, приняли участие преподаватели и сотрудники Православного-Свято Тихоновского гуманитарного университета, а также докладчики из России и зарубежья. По причине сложной эпидемиологической обстановки зарубежные участники участвовали в конференции в дистанционном формате.

Конференция открылась выступлением кандидата исторических наук Ю. А. Бирюковой (Донской государственный технический университет) «Протопресвитер Владимир Востоков: воспоминания эмигранта о событиях революции и Гражданской войны в России 1917 – 1920 гг.». Автор проследила эволюцию взглядов этого пастыря. В Российской империи он был известен как демократ, критиковал политику царского правительства. Перелом произошел в годы Гражданской войны, когда о. В. Востоков занял монархические позиции. Таких взглядов он придерживался и в эмиграции. Примечательно, что о своих прежних, дореволюционных убеждениях, протопресвитер предпочитал впоследствии не вспоминать.

Доклад А. А. Чибисовой (МГУ) был посвящен проблемам русской эмиграции в Польше, прежде всего ее отношению к автокефалии Польской Церкви. Исследовательница рассказала о попытках противостояния эмиграции политике Фанара, без согласования с Российской Церковью даровавшего Польской Церкви независимый статус. Помимо большинства архиереев против автокефалии выступали и миряне, например, В. В. Богданович и Н. С. Серебренников. Такая позиция была опасной – польское государственное руководство рассматривало выступления против автокефалии как «антипольскую пропаганду». С другой стороны, были в эмиграции и сторонники автокефалии. Так, например, Д.В. Философов, считал, что в вопрос автокефалии должен базироваться не на признании кем-либо ее каноничности, а на полезности для православных христиан и для страны в целом.

Кандидат исторических наук К. Г. Аристова (Пензенская духовная семиyария) в своем докладе вопрос о дипломатической деятельности в эмиграции священномученика Иоанна (Поммера). Политика этого святого была подуманной: он выступал против создания «Прибалтийской Церкви», проект которой тогда усиленно продвигался, и добился автономного статуса Латвийской Церкви от Патриарха Тихона. Проповедуя Христа, архиепископ старался подчинять политику этой благой цели. Так, например, он поддержал переход митрополита Евлогия в подчинение Константинополя. Не разрывая с митрополитом Сергием (Страгородским), архипастырь не принял и его компромиссную политику.

Следующее выступление было дистанционным – профессор Нижегородского университета доктор исторических наук А. А. Корнилов рассказал о разных аспектах миссии русского духовенства в эмиграции. В качестве примера докладчик привел таких замечательных иерархов, как архиепископ Аверкий (Тушев), епископ Андрей (Рымаренко), протопресвитер Василий Бощановский.

С интересным докладом выступил кандидат исторических наук К. П. Обозный (Свято-Филаретовский институт). Исследователь рассказал о печатном органе Русского христианского движения крестьянской молодежи (РХДКМ) в Эстонии – газете «Путь жизни». За пять лет существования издания (1935 – 1940 гг.) вышло 57 номеров. Свою задачу создатели печатного органа видели в воцерковлении культуры и в проповеди православия через культуру. Еще одна функция издания состояла в публикации информации о Новомучениках Российских.

Доклад кандидата исторических наук С. Н. Бакониной (ПСТГУ) был посвящен истории Лесненского монастыря в эмиграции. Сестры обители, основанной еще в царской России, в годы лихолетья оказались в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. В годы Второй мировой войны монастырь оказался на территории Хорватии, где установился фашистский режим А. Павелича. Автор доклада рассказала о скорбях, выпавших на долю монахинь в эти тяжелые годы.

Выступление протоиерея Николая Артемова (Германская епархия РПЦЗ) было дистанционным. Отец Николай посвятил свое выступление истории Германской епархии, отметив целый ряд ее ключевых аспектов. Епархия не могла оставаться в стороне от трагических потрясений, связанных с приходом к власти Гитлера, но оставалась верной своей главной миссии – проповеди христианства. Автор доклада рассказал и о послевоенной жизни епархии, в частности, попыткам диалога с Церковью в отечестве.  

Тема православного присутствия в инославном окружении была продолжена в докладе кандидата исторических наук Т. И. Шевченко (ПСТГУ). В докладе была отражена жизнь русского рассеяния в Финляндии между двумя мировыми войнами. В эти годы Финляндская Церковь стала автономной и перешла на национальный путь, что поспособствовало не только ее сохранению, но и росту.

Эмиграция из России включала не только русских, но и представителей других национальностей. Этой теме было посвящено два следующих доклада. Доктор церковной истории, кандидат исторических наук В.И. Петрушко (ПСТГУ) рассказал об украинских униатских структурах, созданных папским престолом.   

Не менее интересным был и доклад о белорусской диаспоре, подготовленный кандидатом богословия А. В. Слесаревым (Минская духовная академия). В докладе, прозвучавшем дистанционно, была изложена история Белорусской Церкви, созданной в годы нацистской оккупации. Иерархи этой Церкви в 1940-е гг. находились в сложном положении. С одной стороны, часть эмиграции выступала за продолжение независимой деятельности этой структуры. С другой стороны, значительная часть паствы не хотела отдаляться от Русской Церкви, а потому тяготела к Русской Православной Церкви за границей. Та, со своей стороны, опасалась шовинизма и проект «Белорусской митрополии» в рамках РПЦЗ отклонила.

Доктор исторических наук А. А. Кострюков (ПСТГУ) в своем докладе рассказал о важном этапе в жизни РПЦЗ – правлении митрополита Филарета (Вознесенского) (1964 – 1985 гг.). Именно в эти годы Зарубежная Церковь отдалилась от мирового православия и стала сближаться со старостильными структурами. Такой курс объясняется двумя причинами: с одной стороны влиянием на митрополита Филарета «зилотского» окружения, считавшего весь православный мир падшим, с другой стороны, действиями некоторых представителей Поместных Церквей, чьи отношения с инославием, а также модернизм порой выходили за рамки канонов.   

Последний доклад — «Всероссийский Поместный Собор как критерий соборности в русской церковной эмиграции», был подготовлен доктором богословия (PhD) диаконом Андреем Псаревым (Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле). Выступление прошло в дистанционном формате. Автор доклада проследил историю Русской Зарубежной Церкви через призму Собора 1917 – 1918 гг., сопоставив принципы управления РПЦЗ с системой, принятой в других структурах русской эмиграции, – в Православной Церкви в Америке и в Западноевропейском экзархате русских приходов.

Доклады конференции будут изданы в специальном сборнике.