Сборник студенческих научных работ 2017
-
Ковыршин С. В.
Особенности толкования мессианских пророчеств в иудаизме и традиционном христианстве
6-14 -
Малышев Артем Владиславович
Святитель Филарет (Дроздов) и святитель Иннокентий (Борисов)
15-24 -
Илюхина Ольга Александровна
Архимандрит Вениамин (Федченков) о реформе духовных школ на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг.
25-33 -
Нехорошева Татьяна Михайловна
Теория симфонии императора Юстиниана I в русской эмигрантской историографии XX века
34-43 -
Сингх Созонт Сукхдевович
Идеальный флотоводец глазами Льва Мудрого в «Тактике Льва»
44-52 -
Афтинеску Ю. Э.
Тема любви и смерти в «Селестине» Фернандо де Рохаса
53-61 -
Тригер А. А.
Харджа и ее художественные особенности
61-71 -
Гребень Е. М.
Семейное воспитание, полученное великой княгиней Елизаветой Феодоровной и императрицей Александрой Феодоровной, и святость сестер как его результат
72-78 -
Громова Е. М.
Знакомство младших школьников с христианскими ценностями посредством анализа произведений К. С. Льюиса
79-86 -
Канидова Л. В.
Настольная игра как средство развития коммуникации в младшем школьном возрасте (на примере игры «Экспромт»)
87-91 -
Павлова Т. А.
Звуковые упражнения в период обучения грамоте как средство фонетического развития младших школьников
92-96 -
Пресняков И. В.
Феноменология «абсолютно-сущего» в работах Эдмунда Гуссерля и Владимира Соловьева
97-102 -
Гвоздев В. Л.
Трехголосные партесные концерты в рукописном сборнике из собрания Николая и Петра Ивашевых
103-116
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Мессианские пророчества, христианство, иудаизм, толкования
В представленной статье отражены и сопоставлены некоторые толкования характерных мессианских пророчеств в христианской и иудейской религиозных традициях. В качестве христианских источников использованы труды авторов золотого века святоотеческой письменности, таких как: святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, а также блаженный Иероним и преподобный Ефрем Сирин. В качестве иудейской экзегезы использованы классические комментарии Танаха раби Шломо бен Ицхаки (Раши) и раби Давида Кимхи (Радак).
Афанасьев Н. прот. Трапеза Господня. К.: «Que vadis», 2011.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
Левинов М. Мессия. URL: http://machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm
Левинов М. Средневековая еврейская философия. Курс лекций, часть 2/Машиах. URL: http://machanaim.org/philosof/lev-lec/phil22.htm
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
Левинов М. Мессия. URL: http://machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm
Левинов М. Средневековая еврейская философия. Курс лекций, часть 2/Машиах. URL: http://machanaim.org/philosof/lev-lec/phil22.htm
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Всероссийский Поместный Собор 1917 г., Отдел о духовно-учебных заведениях, архимандрит Вениамин (Федченков), реформа духовных школ, специальное богословское образование
Статья посвящена роли архимандрита Вениамина (Федченкова) в Соборном Отделе о духовно-учебных заведениях в процессе подготовки проекта реформы духовных школ. В контексте революционных событий и соборных дискуссий представлено развитие взглядов отца Вениамина на пути преодоления современной ему проблемы недостатка священников в Русской Православной Церкви.
Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957.
Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004. Т. 1–2.
Просветов Р. Ю. Архим. Вениамин (Федченков) в Твери в 1913–1917 гг. URL: http://www.bogoslov.ru/text/5000079.html.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Юстиниан I, теория симфонии, священство и царство, цезаропапизм, эмигрантская историография
Статья посвящена интерпретации эмигрантскими исследователями XX в. теории симфонии священства и царства, впервые сформулированной византийским императором Юстинианом Великим. В своей статье мы пытаемся ответить на вопросы: что исследователи считали предпосылками к созданию подобной теории, в чем она заключалась, соответствовала ли ей политика Юстиниана I на практике, какое развитие получила идея симфонии в истории, наконец, какими были богословские основания этой теории.
Асмус В., прот. Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского института. Материалы 1992–1996 гг. М., 1996. С. 34–40.
Васильев А. А. История Византийской империи. Время до крестовых походов. СПб., 1998. Т. 1.
Карташев А. В. Воссоздание Святой Руси. М., 1991.
Карташев А. В. Вселенские Соборы. СПб., 2002.
Мейендорф И., протопр. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.
Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделение христиан // Мейендорф И., протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000.
Мейендорф И., протопр. Император Юстиниан, империя и Церковь // Мейендорф И., протопр. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007. С. 57–90.
Острогорский Г. А. История Византийского государства. М., 2011.
Острогорский Г. А. Отношение Церкви и государства в Византии (Доклад, прочитанный на V Съезде Русских Ученых в Софии) // Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарией имени Н. П. Кондакова. IV. Прага, 1931. С. 123–132.
Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964.
Флоровский Г., прот. Византийские отцы V–VIII вв. Минск, 2006.
Флоровский Г., прот. Империя и пустыня // Флоровский Г., прот. Византийские отцы. Добавление. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij _Florovskij /vostochnye-ottsy/4_1
Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М., 1993.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Лев Мудрый, византийский флот, средневековый гребной флот, византийский флотоводец, стратиг, морской стратиг, дромон, морская фема
В статье рассмотрены требования императора Льва Мудрого к личным и профессиональным качествам флотоводца в Византийской империи. Показано, какими он должен был обладать знаниями и нравственными качествами и как в той или иной ситуации должен был поступать.
Банников А. В., Морозов М. А. История военного флота Рима и Византии (от Юлия Цезаря до завоевания крестоносцами Константинополя). СПб., 2014.
Бронштейн Д. Я. Устройство и основы теории судна. Л., 1988.
Козырев В. К. Грузоведение. М., 2005.
Кучма В. В. «Тактика Льва» как исторический источник // Тактика Льва. СПб., 2012. С. 9–91.
Тактика Льва. СПб., 2012.
Фукельман В. Л. Жизнь корабля. Л., 1978.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
любовь, смерть, дидактическая задача, композиция
В данной статье «Тема любви и смерти в “Селестине” Фернандо де Рохаса» исследуется история опубликования и создания трагикомедии. Параллельно рассматривается композиция, которой уделяется особое внимание. По мере появления новых фрагментов, добавленных Рохасом в изданиях разных лет, углубляется любовная коллизия, а тема смерти выходит на первый план. На уровне полного издания раскрываются в новом ракурсе главные темы трагикомедии, а также решается дидактическая задача автора.
Османова А. Г. Поэтика «Селестины» Фернандо де Рохаса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1982.
Плавскин З. И. Литература Испании IX–XV веков. М., 1986.
Рохас Ф. де. Селестина. Трагикомедия о Калисто и Мелибее / Перевод с исп.: Н. Фарфель. Ред. перевода, предисловие и примеч.: Е. Лысенко. М., 1959.
Смирнов А. А. Средневековая литература Испании. Л., 1969.
Шалудько И. А. Имплицитные средства языка «Селестины» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/implitsitnye-sredstva-yazyka-selestiny (дата обращения: 10.06.2016)
Штейн А. Л. История испанской литературы. (Средние века и Возрождение). М., 1976.
Штейн А. Л. История испанской литературы. М., 2001.
Alborg, J. L. Historia de la literatura española. Edad media y renacimiento. Madrid, 1972. Vol.1.
Alonso Pedraz M. Diccionario medieval español: desde las glosas emilianenses y silenses (s.X) hasta el siglo XV. A – C/CH – Z. Salamanca, 1986.
Berndt E. R. Amor, muerte y fortuna en “La Celestina”. Madrid, 1963.
Gilman S. La Celestina: arte y estructura. Madrid, 1974.
Lida de Malkiel M. R. La originalidad artística de La Celestina: Teoría e investigación. Buenos Aires, 1962.
Lida de Malkiel M. R. Dos obras maestras españolas: El libro de buen amor y La Celestina. Buenos Aires, 1966.
Maravall J. A. El mundo social de “La Celestina”. Madrid, 1964.
Menéndez Pelayo M. «La Celestina» [estudio]. URL:http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor-din/la-celestina-estudio-0/html/ffe2d08c-82b1-11df-acc7-002185ce6064_4.html#I_1_ (дата обращения: 10.06.2016).
Orduña J. V. P. de. Amor privado, muerte pública en “La Celestina”.// La Celestina, V centenario (1499-1999): actas del congreso internacional Salamanca, Talavera de la Reina, Toledo, La Puebla de Montalbán. Madrid, 2001.
Rojas F. de. La Celestina.Tragicomedia de Calixto y Melibea. Habana, 1963.
Sevilla Arroyo F. De la edad media al Renacimiento: La Celestina. Madrid, 1990.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
харджа, мувашшах, газель, панегирик, васф, касыда, мосарабский язык
В данной статье исследуется харджа как жанр средневековой испанской лирики, история ее открытия, опубликования и художественные особенности. Харджа – это небольшая лирическая песня на романском языке, которая была обнаружена в конце арабской поэмы мувашшах как ее заключительная строфа и записана арабской вязью. Первая харджа, датированная 1042 г., доказывает существование лирической поэзии на юге Испании уже в XI веке. Богатая образность харджи и ее музыкальность дали импульс развитию лирики на Иберийском полуострове.
Адамчик М. В. Словарь символов. Минск, 2010. C. 224.
Гелескул А. М. Малиновская Н. Р. Cancionero popular español. М., 1987. C. 230.
Крачковский, И. Ю. Арабская поэзия в Испании. Избранные сочинения. М.–Л., 1956. Т. 2. С. 256.
Куделин А. Б. Арабо-испанская строфика как «смешанная поэтическая система» (гипотеза Х. Риберы в свете последних открытий) / Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974. С. 379–414.
Куделин А. Б. Классическая арабо-испанская поэзия. СПб., 2003. С. 176.
Куделин А. Б. Андалусская строфическая поэзия: особый случай межъязыкового взаимодействия в средневековой Европе? // Критика и семиотика. 2015. № 1. С. 171–181.
Плавскин З. И. Литература Испании IX–XV веков. М., 1986. С. 569.
Смирнов А. А. Средневековая литература Испании. СПб., 1969. C. 421.
Alatorre M. F. Las jarchas mozarabes y los comienzos de la lírica románica. México, 1975. Р. 57
Cantera F. B. La canción mozárabe. Santander, 1957. Р. 240.
Corriente F. El lé xico á rabe andalusí segú n P. de Alcalá : (ordenado por raí ces, corregido, anotado y foné micamente interpretado). Departamento de Estudios Á rabes e Islá micos. Madrid, 1988. P. 187.
Dámaso А. Cancioncillas de amigo mozárabes // Revista de Filología Española. 1949. Vol. 33. P. 118–122.
Dámaso А. Primavera temprana de la literatura europea. Madrid, 1961. P. 278.
Galmés De Fuentes Á. Las jarchas mozarabes. Barcelona, 1994. P. 228.
Gómez E. G. Las jaryas romances de la serie árabe en su marco. Barcelona, 1975. P. 504
Gómez E. G. Veinticuatro jarchas romances en muwassahas árabes. Madrid, 1952. P. 387.
Gómez E. G. Veinticuatro jaryas romances en muwassahas árabes // Al-Andalus. 1952. Vol. 17. P. 52–78.
Gómez E. G. Dos nuevas jaryas romances ( XXV y XXVI) en muwassahas árabes // Al-Andalus. 1954. Vol. 19. P. 369–391.
Gómez E. G. Las jaryas mozárabes y los judíos de Al-Andalus // Boletín de la Real Academia Española. 1957. Vol. 37. P. 337–394
Gómez E. G. Poemas arabigoandaluces. Madrid, 1959. P. 345.
Gómez E. G. Nuevas observaciones sobre las jaryas romances en muwassahas hebreas // Al-Andalus. 1950. Vol. 15. P. 161–168.
James A. The Oxford Corpus of Andalusian Muwashshahat. British Society for Middle Eastern Studies INC. Oxford, 1977. P. 248.
Jiménez B. E. La lí rica arabigoespañ ola y las jarchas mozá rabes. Madrid, 1982. P. 176.
Lapesa R. M. Sobre el texto y lenguaje de algunas “jarchyas” mozárabes // Boletín de la Real Academia Española. 1960. Vol.40. P. 53–65.
Marcel I. C. Les jaryas et l´amour courtois // Cultura Neolatina. 1960. Vol. 20. P. 240–246.
Pidal R. M. Cantos románicos andalusíes, continuadores de una lírica latina vulgar еn España, eslabón entre la Cristiandad y el Islam. Madrid, 1956. P. 61–153.
Romera-Navarro M. Historia de la literatura española. Boston, 1949. P. 467.
Stern S. M. Les vers fi naux en espagnol dans les muwassahs hispano-hébraïques. Une contribution à l’histoire яdu muwassah et à l’étude du vieux dialecte espagnol ‘mozarabe’ // Al-Andalus Revista de las escuelas de estudios árabes de Madrid y Granada. 1948. Vol. 12. P. 299–346.
Solá- Solé J. Mª. Las jarchas romances y sus moaxajas. Madrid, 1990. Р. 66–79
Stern S. M. Les chansons mozarabes. Lyon, 1965. P. 230.
Stern S. M. Hispano – arabic strophic poetry. Oxford, 1974. C. 456.
Ticknor G. History of Spanish Literature. Boston, 1891. P. 467.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Христианское воспитание, семейное воспитание, воспитание благочестия, история педагогики, великая княгиня Елизавета Феодоровна, императрица Александра Феодоровна
Статья посвящена воспитанию свв. великой княгини Елизаветы Феодоровны и императрицы Александры Феодоровны, полученному ими в семье. Цель работы – показать, какие добродетели, полученные через семейное воспитание, помогли Гессенским принцессам в будущем стать святыми. Методологической основой написания статьи стал анализ работ, связанных с жизнеописанием сестер и включающих в себя выдержки из писем и воспоминания. В статье описывается домашняя обстановка, окружавшая детей великого герцога. Перечисляются добродетели родителей Гессенских сестер, которые помогали им воспитывать своих дочерей. И далее описываются те принципы, методы, средства, которые применяли родители, чтобы воспитывать своих детей добрыми и хорошими людьми. В заключение статьи дается замечание о том, что воспитание Гессенских сестер основывалось на традициях старой Англии, и хотя оно и протекало в протестантской семье, когда сестры перешли в Православие, многие добродетели, полученные в семье, помогли им на жизненном пути, на котором первое место занимает сам Господь наш Иисус Христос.
Боханов А. Н. Александра Федоровна. М., 2008.
Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный: жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001.
Дивногорцева С. Ю. Основы Православной педагогической культуры: учебное пособие. М., 2013.
Копяткевич Т. Святая княгиня Елизавета. М., 2015.
Миллер Л. П. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 2011.
Ходанов М., прот. Преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова. Попытка неформального жизнеописания. 13 ноября 2008 г. URL: http://www.pravmir.ru/prepodobnomuchenitsa-elizaveta-feodorovna-romanova-popyitkaneformalnogo-zhizneopisaniya/
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
христианские ценности, К. С. Льюис, цикл сказок «Хроники Нарнии», Библия, Ветхозаветные и Новозаветные аллегории, круг чтения младшего школьника
В статье поднимается проблема внедрения в круг чтения младшего школьника литературы религиозного содержания. Цель статьи – показать возможность ознакомления учащихся с главными христианскими ценностями на уроках литературного чтения посредством детской художественной литературы. Анализ художественных произведений и сопоставление их с религиозными текстами выявили положительную динамику в формировании у младших школьников представлений о духовных ценностях, поэтому данная статья может быть рекомендована педагогам начального образования.
Арапович Б. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках / Б. Арапович, В. Маттелмяки. М.: Российское Библейское общество, 1994.
Джежелей О. В. Чтение и литература. 1–4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение) Методический комментарий / О. В. Джежелей. М.: Дрофа, 2003.
Льюис К. С. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2000. Т. 4.
Льюис К. С. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. с англ.: Г. Островская, Н. Трауберг и др. М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1999. Т. 5.
Льюис К. С. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2000. Т. 6.
Льюис К. С. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. с англ.: Н. Трауберг, Л. Сумм. М.:Фонд о. Александра Меня; СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2000. Т. 7.
Льюис К. С. Собрание сочинений в 8 т. / Пер. с англ.: Н. Трауберг, Т. Шапошникова, Г. Ястребов. – М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2000. Т. 8.
Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н. Д. Молдавская М.: Педагогика, 1976.
Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения / Н. Н. Светловская. М.: Просвещение, 1999.
Слободской Серафим, прот. Закон Божий для семьи и школы / Протоиерей Серафим Слободской. СПб.: Организация Братства Новомученика Архиепископа Илариона Верейскаго, 1999.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
младший школьный возраст, игра, коммуникация, ведущая деятельность, словарный запас, воображение, высшая психическая функция, литературное чтение
В работе описываются основные особенности игровой и коммуникативной деятельности младшего школьника, поднимаются вопросы развития коммуникации средствами игры в условиях образовательного процесса современной школы начального звена. Данная статья предлагает один из вариантов внедрения игры в структуру урока начальной школы, раскрывает цели, задачи и особенности применения игры на уроке.
Большой энциклопедический словарь. URL://http://www.vedu.ru/bigencdic/73186/
Грей Питер. Свобода учиться: игра против школы / Питер Грей; пер. с англ. Татьяны Землеруб. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. 7-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Психологический словарь. URL: // http://psychologiya.com.ua/i/3771-igrovayadeyatelnost.html
Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин: под ред Д. И. Фельдштейна./ Вступительная статья Д. И. Фельдштейна, 2-е изд. М. : НПО «Модек», 1995.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
начальное общее образование, обучение грамоте, звуковые упражнения, фонематический слух
Современные буквари и азбуки отличаются разнообразием подходов к организации обучения первоначальному чтению и письму, однако автор статьи, придерживаясь звукового аналитико-синтетического метода, подчеркивает роль фонетических знаний и умений в системе современного обучения грамоте и приводит примеры фонетических упражнений, способствующих эффективному формированию необходимых предметных учебных действий. Статья будет полезна преподавателям начальной школы, педагогам дошкольного образования и всем интересующимся данной темой.
Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984
Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская , 9-е изд., стер. М., 2015.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
Феноменология, русская религиозная философия, Гуссерль, Соловьев, интенциональность, абсолютно-сущее
В данной работе автор рассматривает взаимосвязь трансцендентальной феноменологии и русской религиозной философии и социологии на примере работ Э. Гуссерля и Вл. Соловьева. Ставится вопрос об источнике интенциональности человеческого сознания. Ответ на него дается с позиций концепции Вл. Соловьева о Духе, Божественном Логосе, Боге. Делается также вывод о возможном практическом использовании данной теоретической взаимосвязи, в том числе – в социологических исследованиях.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Эдмунд Гуссерль; пер. с нем. под общ. ред. А.В. Михайлова, М.: Академический проект, 2009.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука/ Эдмунд Гуссерль; пер. с нем. под общ. ред. В. И. Молчанова М.: АСТ, 2000 (Классическая философская мысль).
Малинкин А. Н. Полипарадигмальный подход и интеллектуальная ситуация в российской социологии / Александр Николаевич Малинкин. Журнал «Социологические исследования», 2006, №1. С.114–123.
Орлова И. Б. Введение в социологию исторического знания/ Ирина Орлова. М.: Наука, 2009.
Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Теоретическая философия/ Владимир
Соловьев. М.: Академический проект, 2011. (Философские технологии. Русская философия).
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
рукопись, Николай и Петр Ивашевы, партесное пение, трехголосные концерты, жанр, тембровый состав
Статья посвящена рукописному нотному сборнику трехголосных партесных сочинений (НИОР РГБ, Ф. 379, № 115–117), созданному в 1764 году в семейном скриптории Николая и Петра Ивашевых, служащих Московской герольдмейстерской конторы. Выполнена классификация концертов по жанровой принадлежности источников текстов, а также по тембровым составам.
Виноградова Г. Н. Стилевые особенности партесной концертной композиции переходного периода (на примере трёхголосных концертов из рукописных сборников второй половины XVII – конца XVIII века). Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1994.
Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля.
Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия. М., 2014. Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания. Под рел. И. М. Кудрявцева. М, 1960.
Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля.
Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия. М., 2014. Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания. Под рел. И. М. Кудрявцева. М, 1960.