Сборник студенческих научных работ 2020
-
Бартенев Г. В.
Исследование религиозности Советом по делам РПЦ в период 1947–1954 гг.
5-11 -
Комиссарова Д. Н.
Образ ученого монаха у митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Феодора (Поздеевского)
12-19 -
Скурихин Д. С.
Философский анализ текста Магнификата в трудах Рихарда Шеффлера (Философия религии)
20-26 -
Владимирова Мария Александровна
Роль Женской школы в Русской духовной миссии в Японии в конце XIX – начале XX века
27-34 -
Шабуров А. С.
Православная Церковь и Белое движение на Юге России в годы Гражданской войны
35-44 -
Малецкий А. Э.
Роль образования в жизни приходского духовенства Санкт-Петербурга в Синодальный период
45-51 -
Зейферт А. А.
Преподобный Сильвестр Обнорский: возрождение почитания святого во второй половине XIX века
52-59 -
Илюхина Ольга Александровна
Организаторы гастролей Ференца Листа в России
60-69 -
Смирнов И. С.
Орден иезуитов в конфессиональной политике Екатерины II в отечественной историографии XIX – начала XX века
70-77 -
Бодров Д. А.
Работа С. И. Черняева «Судьба женщины на мусульманском Востоке» в контексте культурных, социальных и политических процессов середины XIX века
78-85 -
Козуля А. С.
Из опыта реализации проекта «Свод русских надписей»
86-95 -
Делоне Е. Ю.
Джорджо Стрелер и Агостино Ломбардо: перевод «Бури» Шекспира для итальянской сцены в 1976–1978 гг.
96-104 -
Вдовиченко М. А.
Исследование языковой политики фашистского режима Муссолини в Италии (на материале указаний для прессы 1932–1943 гг.)
105-114
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
исследование религиозности, Совет по делам РПЦ, архиепископ Филипп (Ставицкий), уполномоченный Совета по делам РПЦ С. Б. Косицын, Хевронов, Вишневский, Сталинградская область, Калининская область, Львовская область
Статья посвящена попытке исследования религиозности, предпринятой Советом по делам РПЦ в 1947–1954 гг. На материалах отчетов уполномоченного по Сталинградской области показаны цели данной работы Совета и критерии, использованные Советом для оценки религиозности. Кроме того, показана неравномерность качества информации, предоставлявшейся уполномоченными Совету, и выявлены наиболее интересные с точки зрения современного исследователя источники.
1. Курляндский И. А. Власть и религиозные организации в СССР (1939–1953 гг.). СПб.: Петроглиф, 2019. 376 с.
2. Чумаченко Т. А. Государство, православная Церковь, верующие. 1941–1961 гг. М.: АИРО-ХХ, 1999. 248 с. Серия «Первая монография».
3. Шкаровский М. В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). М.: Крутицкое патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 1999. 400 с.
2. Чумаченко Т. А. Государство, православная Церковь, верующие. 1941–1961 гг. М.: АИРО-ХХ, 1999. 248 с. Серия «Первая монография».
3. Шкаровский М. В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). М.: Крутицкое патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 1999. 400 с.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
ученое монашество, высшее духовное образование, пастырство, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Феодор (Поздеевский)
Статья посвящена теме академического монашества в Русской Православной Церкви XVIII–XX вв. Внимание автора сфокусировано на двух его ярких представителях: преосвященных Антонии (Храповицком) и Феодоре (Поздеевском), которые стремились выстроить концепции наиболее адекватной жизни и эффективного служения академического монашества. Автором выявлены и систематизированы основные идеи преосвященных Антония и Феодора, связанные с ученым монашеством, и проведен их компаративный анализ.
1. Зосима (Давыдов), иером. Положил основание на камне (1876–1906): Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды // Православная библиотека «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeevskij/polozhil-osnovanie-na-kamne-1876-1906-arkhiepiskop-feo... (дата обращения: 30.01.2020).
2. Хондзинский П., свящ. Над временем // Епископ Михаил (Грибановский): сочинения, письма, жизнеописание. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. С. 21–38.
3. Яковлев А. И. Церковный воитель // Митрополит Антоний (Храповицкий): aизбранные труды, письма, материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. С. IV–LI.
2. Хондзинский П., свящ. Над временем // Епископ Михаил (Грибановский): сочинения, письма, жизнеописание. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. С. 21–38.
3. Яковлев А. И. Церковный воитель // Митрополит Антоний (Храповицкий): aизбранные труды, письма, материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. С. IV–LI.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
философия языка, философия молитвы, неокантианство, трансцендентальная философия, аналитическая философия, герменевтика
В статье реконструируется опыт применения Шеффлером собственной философской концепции языка молитвы в отношении текста Магнификата (Лк. 1: 46–55), предпринимается попытка контекстуализировать учение Шеффлера в рамках европейской традиции философии религии начала и середины ХХ в. и продемонстрировать, какие результаты может дать применение комбинации методов различных философских школ, предлагаемой Шеффлером.
1. Austin J. L. How to Do Things With Words. Cambridge, 1962.
2. Buber M. Ich und Du. 13. Aufl age. Gerlingen: Verlag Lambert Schneider, 1997.
3. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen, Bd. I. Berlin, 1923.
4. Cohen H. Die Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Leipzig, 1919.
5. Deutsch T. O-Ratio: Versuch einer Verhältnisbestimmung von Beten und Denken nach Karl Rahner, Hans Urs von Balthasar, Richard Schaeffl er und Gerhard Ebeling. Paulinus, 2010.
6. Rahner K. Über das Beten Einsiedeln. Zürich; Köln, 1978.
7. Searle J. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. London, 1969.
2. Buber M. Ich und Du. 13. Aufl age. Gerlingen: Verlag Lambert Schneider, 1997.
3. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen, Bd. I. Berlin, 1923.
4. Cohen H. Die Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Leipzig, 1919.
5. Deutsch T. O-Ratio: Versuch einer Verhältnisbestimmung von Beten und Denken nach Karl Rahner, Hans Urs von Balthasar, Richard Schaeffl er und Gerhard Ebeling. Paulinus, 2010.
6. Rahner K. Über das Beten Einsiedeln. Zürich; Köln, 1978.
7. Searle J. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. London, 1969.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
духовенство, Гражданская война, Белое движение, Юг России
Статья рассматривает состояние Православной Церкви на Юге России в период Гражданской войны 1918–1920 гг. Освещены обстоятельства, при которых духовенство сотрудничало с Белым движением, показана деятельность духовенства (в том числе военного) на территориях, подконтрольных белым армиям А. И. Деникина, а затем П. Н. Врангеля. В статье отражены события наиболее активной фазы Гражданской войны.
1. Бирюкова Ю. А. Документы по Юго-Восточному Русскому Церковному Собору 1919 г. М., 2018.
2. Бирюкова Ю. А. Русская Православная Церковь на Юге России в условиях Гражданской войны: проблемы адаптации к новым политическим условиям. URL: http://kanonkuban.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-na-yuge-rossiiv-usloviyax-grazhdanskoj-vojny-prob... (дата обращения: 05.01.2018).
3. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
4. Врангель П. Н. Записки. Т. 2. М., 1991.
5. Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1919. 28 июля/4 августа.
6. Донские ведомости. Ростов-на-Дону, 1919. 31 мая/13 июня.
7. Из воспоминаний командующего Черноморским флотом Ненюкова Д. (лето 1919 г.) // Белая гвардия. Альманах. № 10. Русская Православная Церковь и Белое движение. М., 2008. С. 134–135.
8. Иисусова пехота // Донская волна. Ростов-на-Дону, 1918. 28 октября.
9. Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. М., 1930.
10. Кандидов Б. П. Церковь и гражданская война на юге (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы Гражданской войны). М., 1931.
11. Киевлянин. Киев, 1919. 11 сентября/11 октября.
12. Кострюков А. А. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России как начало зарубежной церковной власти // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 50–60.
13. Малых А. С. Патриарх Тихон и Белое движение. URL: https://rusidea.org/ (дата обращения: 04.01.2019).
14. Молчанов Л. А. Мы не дали верующим всего того, что должны были дать (Временное высшее церковное управление на Юге России) // Белая гвардия. Альманах. № 10. М., 2008. С. 106–128.
15. Павлов В. Е. Марковцы в боях и походах за Россию. Париж, 1964. Т. 2.
16. Приказ главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России от
13 июня 1919 г. // Белая гвардия. Альманах. № 10. М., 2008. С. 329–330.
17. Росс Н. Г. Врангель в Крыму. Франкфурт-на-Майне, 1982.
18. РПЦ в годы Гражданской войны. URL: http://pobeda.ru/russkayapravoslavnaya-tserkov-v-godyi-grazhdanskoy-voynyi.htm (дата обращения: 15.01.2018).
19. Указы Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России // Церковные ведомости. Таганрог, 1919. № 1.
20. Цветков В. Ж. Церковь и власть в годы «Русской Смуты» (отношение Святейшего Патриарха Тихона к антибольшевистскому движению в 1917–1920 гг.) // Белая гвардия. Альманах. № 10. М., 2008. С. 11–34.
21. Шавельский Г. И., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2. М., 2010.
22. Шавельский Г. И., протопр. В школе и на службе. URL: http://www.odinblago.ru/v_shkole_i_na_slizhbe (дата обращения: 22.04.2019).
23. Шавельский Г. И., протопр. К чему нас обязывает религиозный подъем в народе? // Церковные ведомости. Таганрог, 1919. № 7.
2. Бирюкова Ю. А. Русская Православная Церковь на Юге России в условиях Гражданской войны: проблемы адаптации к новым политическим условиям. URL: http://kanonkuban.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-na-yuge-rossiiv-usloviyax-grazhdanskoj-vojny-prob... (дата обращения: 05.01.2018).
3. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
4. Врангель П. Н. Записки. Т. 2. М., 1991.
5. Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1919. 28 июля/4 августа.
6. Донские ведомости. Ростов-на-Дону, 1919. 31 мая/13 июня.
7. Из воспоминаний командующего Черноморским флотом Ненюкова Д. (лето 1919 г.) // Белая гвардия. Альманах. № 10. Русская Православная Церковь и Белое движение. М., 2008. С. 134–135.
8. Иисусова пехота // Донская волна. Ростов-на-Дону, 1918. 28 октября.
9. Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. М., 1930.
10. Кандидов Б. П. Церковь и гражданская война на юге (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы Гражданской войны). М., 1931.
11. Киевлянин. Киев, 1919. 11 сентября/11 октября.
12. Кострюков А. А. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России как начало зарубежной церковной власти // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 50–60.
13. Малых А. С. Патриарх Тихон и Белое движение. URL: https://rusidea.org/ (дата обращения: 04.01.2019).
14. Молчанов Л. А. Мы не дали верующим всего того, что должны были дать (Временное высшее церковное управление на Юге России) // Белая гвардия. Альманах. № 10. М., 2008. С. 106–128.
15. Павлов В. Е. Марковцы в боях и походах за Россию. Париж, 1964. Т. 2.
16. Приказ главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России от
13 июня 1919 г. // Белая гвардия. Альманах. № 10. М., 2008. С. 329–330.
17. Росс Н. Г. Врангель в Крыму. Франкфурт-на-Майне, 1982.
18. РПЦ в годы Гражданской войны. URL: http://pobeda.ru/russkayapravoslavnaya-tserkov-v-godyi-grazhdanskoy-voynyi.htm (дата обращения: 15.01.2018).
19. Указы Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России // Церковные ведомости. Таганрог, 1919. № 1.
20. Цветков В. Ж. Церковь и власть в годы «Русской Смуты» (отношение Святейшего Патриарха Тихона к антибольшевистскому движению в 1917–1920 гг.) // Белая гвардия. Альманах. № 10. М., 2008. С. 11–34.
21. Шавельский Г. И., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2. М., 2010.
22. Шавельский Г. И., протопр. В школе и на службе. URL: http://www.odinblago.ru/v_shkole_i_na_slizhbe (дата обращения: 22.04.2019).
23. Шавельский Г. И., протопр. К чему нас обязывает религиозный подъем в народе? // Церковные ведомости. Таганрог, 1919. № 7.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
приходское духовенство, Синодальный период, духовное образование, Санкт-Петербург
Статья посвящена анализу образования приходского духовенства Санкт-Петербурга и той роли, которую оно играло в его жизни в Синодальный период. Рассматривается зависимость «карьерного» продвижения и социальной мобильности клириков от их образования (назначение на приход, местоположение прихода, разные формы служения клириков). Прослеживается динамика роста образования приходского духовенства Санкт-Петербурга, и выясняется, каким образом оно менялось на протяжении Синодального периода.
1. Мангилева А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX – начале XX вв. Екатеринбург, 2015.
2. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.
2. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Ярославская епархия, прп. Сильвестр Обнорский, «Ярославские епархиальные ведомости», епархия, местночтимые святые
В статье рассматриваются деятельность духовенства Ярославской епархии по распространению почитания св. Сильвестра Обнорского и отношение духовенства к этому культу. С 1860 г. возник особый интерес к этому местночтимому святому, который прежде был почти забыт. При этом посвященные святому многочисленные материалы в церковной периодической печати, а также книги о нем зачастую носили двойственный характер. Их авторы, в большинстве своем представители духовенства, с одной стороны, старались способствовать росту популярности святого, а с другой – стремились снизить значение или вообще умолчать о тех элементах его культа (отдельных чудесах и преданиях), которые представлялись им недостоверными.
1. Братановский А. Приходской храм Воскресения Христова, что на р. Обноре, Ярославской губернии, Любимского уезда, где почивают мощи преподобного Сильвестра Обнорского. Ярославль, 1902.
2. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, Духовного чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. М., 1883.
3. Каптерев П. Н. Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского // Богословский вестник. 1915. Т. 3. С. 545–562.
4. Корсунский Н. Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец: житие и древние чудеса. Ярославль, 1881.
5. Крылов А. Церковь села Воскресенского на Обноре. Ярославль, 1862.
6. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1957.
7. Смирнов С. К. Преподобный Сильвестр, игумен Обнорский, чудотворец. М., 1884.
2. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, Духовного чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. М., 1883.
3. Каптерев П. Н. Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского // Богословский вестник. 1915. Т. 3. С. 545–562.
4. Корсунский Н. Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец: житие и древние чудеса. Ярославль, 1881.
5. Крылов А. Церковь села Воскресенского на Обноре. Ярославль, 1862.
6. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1957.
7. Смирнов С. К. Преподобный Сильвестр, игумен Обнорский, чудотворец. М., 1884.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
Ференц Лист, М. Ю. Виельгорский, Николай I, концерт, музыкальная культура XIX в., культурный трансфер
Статья посвящена изучению соотношения инициатив государства, композитора и широкой публики в организации гастролей Ф. Листа в России в 1842–1843 гг. Автор приходит к выводу, что трансфер новых европейских форм музыкальной культуры в Россию был санкционирован государством и лично императором Николаем I. Однако в итоге инициатива дальнейшего развития музыкальной культуры в стране в связи с появлением публики и коммерческого концерта переходит от индивидуального мецената и покровителя-аристократа к коллективному спонсору – анонимной публике. Жесткое регулирование государством внутренней культурной жизни способствовало трансферу западных культурных практик в Россию и, как следствие, ее демократизации.
1. Confino M. Traditions, Old and New: Aspects of Protest and Dissent in Modern Russia, in Eisenstadt, Patterns of Modernity. N. Y., 2000. Vol. II. Beyond the West.
2. Weber W. Music and the Middle Class: The Social Structure of Concert Life in London, Paris and Vienna. N. Y., 2016.
3. Берлиоз Г. Мемуары. М., 1969.
4. Выскочков Л. Николай I. М., 2003.
5. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 1999.
6. Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. 2008. № 1. С. 110.
7. Илюхина О. А. Организация концертов Ф. Листа в России // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов 2019» / отв. ред. И. А. Алешковский. М., 2019.
8. Корф М. А. Записки. URL: https://biography.wikireading.ru/262917 (дата обращения: 24.02.2019).
9. Соллогуб В. А. Воспоминания. Л., 1988.
10. Стасов В. В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1889_list-shuman-i-berlioz_v-rossii.shtml (дата обращения: 01.02.2020).
11. Уколова Е., Уколов В. Гастроли Листа в России: иллюстрированная хроника. М., 2011.
12. Шарф К. Монархия, основанная на законе вместо деспотии // «Вводя нравы и обычаи европейские» / сост. В. М. Доронин. М., 2008. С. 9–45.
13. Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские. Исполнители, просветители, меценаты. М., 1990.
14. Щербакова Т. А. Салон М. Ю. Виельгорского в кругу художественных идей времени. Минск, 1982.
2. Weber W. Music and the Middle Class: The Social Structure of Concert Life in London, Paris and Vienna. N. Y., 2016.
3. Берлиоз Г. Мемуары. М., 1969.
4. Выскочков Л. Николай I. М., 2003.
5. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 1999.
6. Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. 2008. № 1. С. 110.
7. Илюхина О. А. Организация концертов Ф. Листа в России // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов 2019» / отв. ред. И. А. Алешковский. М., 2019.
8. Корф М. А. Записки. URL: https://biography.wikireading.ru/262917 (дата обращения: 24.02.2019).
9. Соллогуб В. А. Воспоминания. Л., 1988.
10. Стасов В. В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1889_list-shuman-i-berlioz_v-rossii.shtml (дата обращения: 01.02.2020).
11. Уколова Е., Уколов В. Гастроли Листа в России: иллюстрированная хроника. М., 2011.
12. Шарф К. Монархия, основанная на законе вместо деспотии // «Вводя нравы и обычаи европейские» / сост. В. М. Доронин. М., 2008. С. 9–45.
13. Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские. Исполнители, просветители, меценаты. М., 1990.
14. Щербакова Т. А. Салон М. Ю. Виельгорского в кругу художественных идей времени. Минск, 1982.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
конфессиональная политика, иезуиты, Общество Иисуса, Екатерина II, веротерпимость, Католическая Церковь, Римский папа, бреве, новициат
В статье представлена история изучения отношений Екатерины II с Орденом иезуитов в трудах русских историков XIX – начала XX в. В преломлении авторских взглядов исследуются причины сохранения орденской структуры в России, характер отношений иезуитов с императрицей, интересы обеих сторон. Выделяются характерные историографические тенденции.
1. Белецкий А. В. Заботы Екатерины II о распространении образования в Полоцкой и Могилевской губерниях // Императрица Екатерина II: сб. ист. статей. Вильна, 1904. С. 426–454.
2. Каплин А. Д. Русская православная мысль об иезуитах и их отношении к России. URL: https://ruskline.ru/analitika/2010/02/11/russkaya_pravoslavnaya_mysl_ob_iezuitah_i_ih_otnoshenii_k_r... (дата обращения: 13.05.2019).
3. Морошкин М. Я. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Ч. 1. СПб., 1867.
4. Попов А. Н. Екатерина II и иезуиты. СПб., 1910.
5. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907.
6. Сапунов А. П. Заметка о коллегии и академии иезуитов в Полоцке. Полоцк, 1997.
7. Толстой Д. А. Римский католицизм в России. СПб., 1876.
2. Каплин А. Д. Русская православная мысль об иезуитах и их отношении к России. URL: https://ruskline.ru/analitika/2010/02/11/russkaya_pravoslavnaya_mysl_ob_iezuitah_i_ih_otnoshenii_k_r... (дата обращения: 13.05.2019).
3. Морошкин М. Я. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Ч. 1. СПб., 1867.
4. Попов А. Н. Екатерина II и иезуиты. СПб., 1910.
5. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907.
6. Сапунов А. П. Заметка о коллегии и академии иезуитов в Полоцке. Полоцк, 1997.
7. Толстой Д. А. Римский католицизм в России. СПб., 1876.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
С. И. Черняев, Восток, Запад, ислам, женщина, общество модерна, традиционное общество, романтизм, реализм
В статье рассматривается специфика восприятия Востока и положения женщины на Востоке представителем российских дипломатических структур середины XIX в. – Сергеем Ивановичем Черняевым. Специфика работы С. И. Черняева обуславливалась внешнеполитическим контекстом противостояния России и Востока, а также культурным (переходом от эпохи романтизма к эпохе реализма) и социальным, когда для европейцев эталоном в оценке восточного общества стали критерии собственного, в котором активно разворачивались процессы эмансипации женщин. Утверждением превосходства европейских социальных и культурных конструктов над восточными объясняется критика человеком модерна традиционного общества.
1. Черняев С. И. Судьба женщины на мусульманском Востоке // Отечественные записки. 1855. Т. 101. С. 41–94.
2. Алексеев П. В. Мусульманский Восток в литературе русского романтизма 1820–1830-х годов. Горно-Алтайск, 2014.
3. Бережная Н. Н. Идеи ориентализма в общественном сознании конца XVIII – начала XIX вв. // Проблемы российской и европейской истории и историографии: общественно-политический и социально-экономический аспекты. Вып. 12. Пятигорск, 2009. С. 7–15.
4. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Санкт-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869–1894. Т. 2 (М–Я). СПб., 1898.
5. Говорунов А. В., Кузьменко О. П. Ориентализм и право говорить за другого // Империя: сценарии общности и практики различий. Международный журнал исследований культуры. СПб., 2013. № 2. С. 26–43.
6. Зырянов О. В. Романтизм vs реализм в литературной классике XIX в. Круговорот понятий и подходов // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии. Екатеринбург, 2011. С. 12–36.
7. Казначеев С. М. Феноменология русского романтизма: генезис, эволюция, регенерация: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2014.
8. Китаев В. А. «Отечественные записки» в идейной борьбе начала 60-х годов XIX века // Эпоха Чернышевского. Революционная ситуация в России в 1859–1861 гг. / ред. М. В. Нечкина. М., 1960. С. 158–180.
9. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
10. Масов Р., Дубовицкий В. Присоединение Средней Азии к России: события через призму трех веков // Россия и мусульманский мир. М., 2014. № 10. С. 69–92.
11. Намитокова Э. А. Ислам, Коран, Мухаммад – что знали о них в России «Пушкинского века» // Восток в русской литературе XVIII – начала XX века. Знакомство. Переводы. Восприятие. М., 2004. С. 61–82.
12. Соснина О. А. Пленница гарема. Неги и роскошь Востока. Радости хаммама. Ориентализм в русской поэзии – «Бахчисарайский фонтан» Александра Пушкина // Ориентализм. Турецкий стиль в России в 1760-е – 1840-е. М., 2017. С. 171–198.
2. Алексеев П. В. Мусульманский Восток в литературе русского романтизма 1820–1830-х годов. Горно-Алтайск, 2014.
3. Бережная Н. Н. Идеи ориентализма в общественном сознании конца XVIII – начала XIX вв. // Проблемы российской и европейской истории и историографии: общественно-политический и социально-экономический аспекты. Вып. 12. Пятигорск, 2009. С. 7–15.
4. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Санкт-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869–1894. Т. 2 (М–Я). СПб., 1898.
5. Говорунов А. В., Кузьменко О. П. Ориентализм и право говорить за другого // Империя: сценарии общности и практики различий. Международный журнал исследований культуры. СПб., 2013. № 2. С. 26–43.
6. Зырянов О. В. Романтизм vs реализм в литературной классике XIX в. Круговорот понятий и подходов // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии. Екатеринбург, 2011. С. 12–36.
7. Казначеев С. М. Феноменология русского романтизма: генезис, эволюция, регенерация: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2014.
8. Китаев В. А. «Отечественные записки» в идейной борьбе начала 60-х годов XIX века // Эпоха Чернышевского. Революционная ситуация в России в 1859–1861 гг. / ред. М. В. Нечкина. М., 1960. С. 158–180.
9. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
10. Масов Р., Дубовицкий В. Присоединение Средней Азии к России: события через призму трех веков // Россия и мусульманский мир. М., 2014. № 10. С. 69–92.
11. Намитокова Э. А. Ислам, Коран, Мухаммад – что знали о них в России «Пушкинского века» // Восток в русской литературе XVIII – начала XX века. Знакомство. Переводы. Восприятие. М., 2004. С. 61–82.
12. Соснина О. А. Пленница гарема. Неги и роскошь Востока. Радости хаммама. Ориентализм в русской поэзии – «Бахчисарайский фонтан» Александра Пушкина // Ориентализм. Турецкий стиль в России в 1760-е – 1840-е. М., 2017. С. 171–198.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
старорусская эпиграфика, Свод русских надписей, информационные методы в гуманитарных науках
В статье презентуется проект «Свод русских надписей», направленный на сохранение и систематизацию памятников старорусской эпиграфики. Представлены основные способы реализации проекта, направления и текущие итоги деятельности команды проекта. Показано, как «синергия» точных и гуманитарных наук позволяет решать актуальные проблемы современной исторической науки.
1. Авдеев А. Г. Валунные надгробия Верхневолжья (конец XV – вторая треть XVIII в.): Вопросы генезиса, бытования и источниковедения. М., 2015.
2. Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность: Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006.
3. Авдеев А. Г., Свойский Ю. М. Методы документирования эпиграфических памятников Московской Руси в рамках Свода русских надписей (CIR) // Вопросы эпиграфики / ред. А. Г. Авдеев. М., 2019. Вып. 10. С. 229–260.
4. Авдеев А. Г., Свойский Ю. М., Романенко Е. В. Исследование памятников эпиграфики методом бесконтактного трехмерного моделирования с последующей математической визуализацией рельефа поверхности полигональной модели // XVI Тихомировские краеведческие чтения. К 100-летию революций в России. Материалы научной конференции. Ярославль, 2019. С. 132–152.
5. Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М., 1996.
6. Вопросы эпиграфики / ред. А. Г. Авдеев. М., 2006–2019. Вып. 1–10.
7. Вопросы эпиграфики / ред. А. Г. Авдеев. М., 2013. Вып. 7: Материалы I Международной конференции «Вопросы эпиграфики». Ч. 1–2.
8. Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики Х – первой половины XIII века. М., 2000.
2. Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность: Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006.
3. Авдеев А. Г., Свойский Ю. М. Методы документирования эпиграфических памятников Московской Руси в рамках Свода русских надписей (CIR) // Вопросы эпиграфики / ред. А. Г. Авдеев. М., 2019. Вып. 10. С. 229–260.
4. Авдеев А. Г., Свойский Ю. М., Романенко Е. В. Исследование памятников эпиграфики методом бесконтактного трехмерного моделирования с последующей математической визуализацией рельефа поверхности полигональной модели // XVI Тихомировские краеведческие чтения. К 100-летию революций в России. Материалы научной конференции. Ярославль, 2019. С. 132–152.
5. Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М., 1996.
6. Вопросы эпиграфики / ред. А. Г. Авдеев. М., 2006–2019. Вып. 1–10.
7. Вопросы эпиграфики / ред. А. Г. Авдеев. М., 2013. Вып. 7: Материалы I Международной конференции «Вопросы эпиграфики». Ч. 1–2.
8. Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики Х – первой половины XIII века. М., 2000.
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
«Буря» Шекспира, Джорджо Стрелер, Агостино Ломбардо, «Piccolo teatro di Milano», эпический театр
Предметом исследования являются переписка 1977–1978 гг. между театральным режиссером Джорджо Стрелером и Агостино Ломбардо, переводчиком шекспировской «Бури» для постановки в «Piccolo teatro di Milano», а также два перевода, родившиеся в результате этой переписки: один – предназначенный для индивидуального чтения, другой – для сценического повествования. Переписка, найденная среди документов Агостино Ломбардо в 2005 г., была издана вместе с обеими версиями перевода и с режиссерскими заметками Джорджо Стрелера в Италии. Цель исследования – понять, в чем уникальность перевода, созданного в результате этой работы, зачем Джорджо Стрелеру нужен был этот перевод и в чем его фактическое отличие от первого варианта «для читателя».
1. Bragaglia L. Shakespeare in Italia. Bologna, 2005.
2. Colombo R. Caro Agostino, Caro Giorgio. Roma: Donzelli Editore, 2007.
3. Котт Я. Шекспир – наш современник // Палочка Просперо. URL: http://wshakespeare.ru/library/shekspir-nash-sovremennik12.html
2. Colombo R. Caro Agostino, Caro Giorgio. Roma: Donzelli Editore, 2007.
3. Котт Я. Шекспир – наш современник // Палочка Просперо. URL: http://wshakespeare.ru/library/shekspir-nash-sovremennik12.html
Ключевые слова
Аннотация
Литература
PDF
социолингвистика, языковая политика, Италия, режим Муссолини, пресса
Статья представляет собой анализ «veline» ― распоряжений, которые ежедневно отправлялись в редакции газет из Министерства печати и пропаганды. В результате на материале исторических источников были выявлены особенности фашистской языковой политики в отношении языка прессы, своеобразие фашистской цензуры, соотношение вопросов содержания и формы в указаниях Министерства печати и сделан вывод о реформировании языка печати, предпринятом Муссолини.
1. Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917−1991 гг. М., 2009. 407 с.
2. Aldo G. Grande Dizionario Italiano. 2015.
3. Arbizzani L., Onofri N. S. I giornali bolognesi della Resistenza: con un panorama sulla stampa durante il fascismo. Bologna, 1966. 323 p.
4. Castronovo V. La stampa italiana. Dall’Unità al fascismo. Bari, 1970. 467 p. 56 Газета «Правда». 1938. 15 марта. С. 2. 57 Там же. 14 марта. С. 1.
5. Mottadelli R. Evoluzione e persistenza dell’iconografi a di Primo Carnera nella cultura popolare italiana: mitopoiesi plebea e propaganda fascista // Saggi/Ensayos/Essais/Essays. 2015. № 14. P. 46–63.
6. Talbot G. Censorship in Fascist Italy, 1922−43: Policies, Procedures and Protagonists. Palgrave Macmillan UK, 2007. 251 p.
2. Aldo G. Grande Dizionario Italiano. 2015.
3. Arbizzani L., Onofri N. S. I giornali bolognesi della Resistenza: con un panorama sulla stampa durante il fascismo. Bologna, 1966. 323 p.
4. Castronovo V. La stampa italiana. Dall’Unità al fascismo. Bari, 1970. 467 p. 56 Газета «Правда». 1938. 15 марта. С. 2. 57 Там же. 14 марта. С. 1.
5. Mottadelli R. Evoluzione e persistenza dell’iconografi a di Primo Carnera nella cultura popolare italiana: mitopoiesi plebea e propaganda fascista // Saggi/Ensayos/Essais/Essays. 2015. № 14. P. 46–63.
6. Talbot G. Censorship in Fascist Italy, 1922−43: Policies, Procedures and Protagonists. Palgrave Macmillan UK, 2007. 251 p.