Подготовка студентов-историков к семинару
С однокурсниками у преподавателя французского языка В.В. Олевской
Во время поездки исторического факультета в Смоленск
С патриархом Кириллом и Д.А. Медведевым в Манеже
После защиты диплома
С однокурсниками после вручения диплома
На защите диссертации
После защиты диссертации с научным руководителем О.В. Белоусовой
После защиты диссертации с научным руководителем диплома А.М. Лотменцевым (ПСТГУ)
Декан истфака МГУ И.И. Тучков вручает диплом об окончании аспирантуры
В архивохранилище
В командировке с сотрудниками лондонского Музея науки
С директором ГА РФ Л.А. Роговой
На конференции в Институте славяноведения РАН
На конференции в Южном федеральном университете
На конференции в ПСТГУ
На Международном петровском конгрессе
С семьей
1 /
Федор Мелентьев: Историческое образование — это умение работать с информацией и трезвое отношение к духовной жизни

Главный специалист отдела научно-информационной и справочной работы Государственного архива РФ, научный сотрудник Международной лаборатории региональной истории России ВШЭ, кандидат исторических наук, выпускник бакалавриата исторического факультета 2012 года и магистратуры 2014 года Федор Ильич Мелентьев рассказывает о том, чему учат в ПСТГУ и как это помогает в жизни.

Все абитуриенты ставят перед собой вопрос, в какой институт поступать и какую специальность выбрать, какие предметы сдавать на ЕГЭ. Федор Мелентьев, как, возможно, и многие другие выпускники школ, начал поиск ответов на эти вопросы, попросив совета у родителей. «Моя мама мудро сказала, что надо думать не о том, кем я буду работать после окончания учебы, а о том, чем мне было бы интересно заниматься», — делится опытом решения вопроса Федор Мелентьев. Для того чтобы понять, к чему лежит душа, можно, например, посмотреть, по каким предметам есть успехи в школе.

В старших классах Федор участвовал в различных олимпиадах и добился успехов в географии и истории. Но, чтобы поступить на географический факультет, нужно было сдавать математику, склонности к которой не было. Так была выбрана история — то, что ему действительно было интересно.

«Еще одним фактором, повлиявшим на выбор исторического факультета ПСТГУ, стала информация, что у историков есть библиотечный день», — с улыбкой вспоминает Федор. В то время ему казалось, что «библиотечный день» — это такое свободное время, которое можно занимать чем угодно, и при этом вовсе не обязательно ходить именно в библиотеку. «Когда же я поступил на первый курс, то понял, что жестоко с этим библиотечным днем ошибся. Во-первых, его не было, а во-вторых, практически все время было занято учебой! Но это были те два фактора, которые привели меня на исторический факультет, и я не жалею об этом», — говорит Федор Мелентьев.

Заместитель декана отец Филипп Ильяшенко говорил первокурсникам, что поступить в ПСТГУ легко, а учиться трудно. И это действительно было так. «Кто-то из моих сокурсников сразу понял, что история это не его, кто-то был отчислен по результатам сессии… Чувствовалось, что если хочешь достичь каких-то результатов, то надо серьезно трудиться, — вспоминает Федор Мелентьев. — При обучении историков очень важна самостоятельная подготовка. Только ты сам можешь эффективно организовать свою деятельность, структурировать время, выбрать возможность поработать в библиотеке, подобрать книги, которые читаешь, и те, которые не читаешь. Если студент мотивирован, это помогает организовать учебный процесс. А если мотивации нет, то это расхолаживает и становится препятствием. Образование на историческом факультете учит самостоятельной работе, но для этого надо втянуться», — отмечает Федор Мелентьев.

Для учебы на историческом факультете созданы все условия. Располагает к этому и атмосфера, которую часто сравнивают с семейной. Федор с этим согласен. «Действительно, это сравнение не просто метафора: между студентами завязываются очень теплые отношения, можно сказать, братско-сестринские, взаимопомощь, взаимовыручка. Старшие наши товарищи делились книгами, конспектами, аудиозаписями и распечатками лекций, которые передавали от курса к курсу», — делится он воспоминаниями. Ту же теплоту он отмечает и в отношениях студентов и преподавателей.

Возможно, это объясняется тем, что исторический факультет небольшой, все друг друга знают, очень тесно связаны, а это рождает более доверительные отношения. «Преподаватели относились к нам с пониманием, неформально подходили к каким-то нашим сложным случаям. И действительно, в целом факультет можно назвать одной большой семьей», — с благодарностью вспоминает Федор.

Обучение на факультете построено так, чтобы студенты смогли войти в специальность, приобрести необходимые навыки для ведения научной работы, сумели найти ту «свою» тему, которая позволит им дальше развиваться. Так, например, в начале учебного года студентам дают список книг — исторических источников, изучение которых формирует тему и основу курсовой работы. «На третьем курсе я решил пойти по пути наименьшего сопротивления, — рассказывает Федор. — Я тогда к XIX веку почему-то не очень хорошо относился, мне была непонятна его проблематика, не близки люди того времени, и я решил взять книжечку потоньше — это была книга “Венчание с Россией”, переписка Николая I с цесаревичем Александром Николаевичем во время путешествия наследника престола по России в 1837 году. И этот путь наименьшего сопротивления сыграл со мною злую шутку! — смеется Федор. — Поскольку книга была небольшой, я прочитал ее, наверно, раз двадцать и понял, что тема путешествий царских сыновей еще требует изучения и, самое главное, в ней я могу сказать что-то новое».

Федор начал рассматривать эту тему в перспективе выпускной работы, и ему предложили сравнить это путешествие с поездками сыновей Александра II — цесаревича Николая Александровича, скончавшегося в молодости, и цесаревича Александра Александровича, ставшего императором Александром III. Из этих исследований сформировался бакалаврский диплом. В магистратуре Федор продолжил изучать эту тему и через два года написал магистерскую диссертацию о путешествиях цесаревича Николая Александровича (1843—1865). Тема оказалась действительно интересной и малоисследованной. Ее изучение Федор продолжил в аспирантуре МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством профессора Ларисы Георгиевны Захаровой и в положенный срок защитил уже кандидатскую диссертацию на тему «Формирование представлений наследников престола о России в эпоху Великих реформ». Руководство работой после кончины Л. Г. Захаровой взяла на себя доцент Ольга Владимировна Белоусова.

«И я не останавливаюсь, — рассказывает о перспективах своей работы Федор, — я работаю над этой темой дальше. Проблема изучения путешествий членов императорской фамилии XIX — начала XX века кажется мне очень интересной. Известно, что записи в дневниках царских особ, как правило, очень лаконичны, поскольку делались для себя, в "телеграфном стиле". Однако те неопубликованные источники, которые изучаю я, напротив, очень богаты материалом для анализа. Во-первых, пишут наследники престола — молодые, впечатлительные люди. Они находятся в разлуке с родными, а путешествие — это много впечатлений, все сразу ложится на бумагу, отправляется в виде посланий отцу, матери, братьям, сестрам, приближенным. Очень любопытно посмотреть, как готовили будущих правителей, как они смотрели на страну, которой им предстояло править, как подготовка к престолу сказалась на их царствовании». Федор Мелентьев надеется, что сможет подготовить монографию на основе своего диссертационного исследования.

Сейчас Федор Мелентьев — главный специалист отдела научно-информационной и справочной работы в Государственном архиве Российской Федерации. В этом отделе сосредоточена работа по исполнению запросов граждан и организаций. Оказывается, очень многим людям нужна информация из архивных документов: одни изучают родословную или историю своего края, другие занимаются научной деятельностью, третьим нужно подтверждение трудового стажа или размера зарплаты. Многие учреждения обращаются в архив: правительство, министерства, региональные органы власти — всем нужны архивные документы. Для всех них сотрудники архива составляют архивные справки, делают копии. Подчас ответ на запрос становится маленьким научным исследованием.

Кроме того, в обязанности Федора входит проведение экскурсий по архиву, сопровождение съемочных групп, участие в подготовке выставок. Так, например, в 2018 году в Лондонском Музее науки была открыта выставка, посвященная медицине при дворе Николая II — «Последний царь: кровь и революция». Федор по поручению научного руководителя архива Сергея Владимировича Мироненко принимал участие в подготовке этой выставки и был командирован в Лондон на ее монтаж. «Так что архивная работа, как ни странно, может предполагать еще и поездки», — отмечает Федор.

Недавно Федор стал научным сотрудником Международной лаборатории региональной истории России, которая открылась в Высшей школе экономики, где он продолжает работу над темой, ставшей для него основной — путешествия царских наследников по России и их представления о стране.

Говоря об историческом факультете ПСТГУ, Федор Мелентьев отмечает, что тот помог ему, как и многим другим, найти свой путь в жизни. «Если говорить метафорически, за плечами первокурсника пустой рюкзак. И его задача — этот рюкзак чем-то наполнить. На историческом факультете, как я уже говорил, важна самоподготовка. И чем больше, чем упорнее будет работать студент, тем значительнее окажется его багаж, больше окажется у него полезных знаний, умений, навыков, когда они потребуются для практической работы», — делится своим опытом с будущими студентами исторического факультета ПСТГУ Федор Мелентьев.

В том, что дает факультет студентам, он выделяет два важных аспекта: «В целом историческое образование — это умение работать с информацией. Умение обобщать и анализировать, умение критически относиться к сведениям, сравнивать их и отделять информационный шум. Этому, наверное, учат на исторических факультетах везде. А если говорить об особенностях исторического факультета ПСТГУ, то здесь очень важен следующий аспект — как совместить научно-критический подход с живой верой. Иногда вера кажется чем-то противоположным критическому отношению к реальности. Но это не так. Критическое мышление необходимо для верующего человека, ведь благодаря ему можно отличить веру от суеверий. Это очень важно, потому что суеверия часто являются под личиной истинной веры. И я думаю, что многие наши выпускники способны к такому критическому анализу, означающему не религиозный скептицизм, а именно трезвое отношение к духовной жизни».