1 /
Монументалисты ФЦХ защитили дипломные работы перед Государственной комиссией

27 октября 2020 года состоялась защита дипломных работ выпускников кафедры монументального искусства факультета церковных художеств ПСТГУ. Члены Государственной аттестационной комиссии отметили большую работу выпускников, интерес к технологиям и цельность художественного мышления.

Высокую оценку и похвалу Государственной аттестационной Комиссии получил проект Софии Сатюк «Роспись храма преподобного Сергия Радонежского с приделами Киево-Печерских святых и святителя Саввы Сербского в Черногории» (руководитель – старший преподаватель кафедры монументального искусства Светлана Викторовна Васютина).

Храм находится в женском монастыре в честь преподобного Сергия Радонежского, высоко в горах. Сестры монастыря просили создать убранство храма в мозаике, чтобы нестабильные погодные условия не смогли быстро его разрушить. Комиссия отметила интересное предложение дипломницы по выполнению работы с применением натурального камня и росписи в сочетании с инкрустацией мозаикой, выполненной в материале того же камня. «Так как ввозить смальту в этот монастырь оказалось очень дорого, было принято решение использовать для мозаики подножный местный камень», — рассказала о создании необычного проекта в своем вступительном слове София.

В ходе обсуждения дипломных работ председатель Государственной аттестационной комиссии С. А. Гавриляченко, профессор МГХИ им. В. И. Сурикова, обратил внимание на важность цветового решения для восприятия храмового пространства. По его мнению, цвет не должен исчезать из росписи: «Мы стараемся постигнуть культуру цветового рельефа не для того, чтобы потом от него отказаться», — пояснил он.

Комиссия пожелала дипломнице осуществления этого проекта.

Хорошую оценку получил проект Прохоровой Анастасии (руководитель —   старший преподаватель кафедры монументального искусства Лариса Георгиевна Гачева) «Роспись храма Успения Богородицы в Клину».

Дипломница взяла за основу раннюю традицию древнерусских росписей — храм Софии Киевской, росписи в Старой Ладоги, образцы Великого Новгорода. Она создала цельную, хорошо продуманную по стилю и колориту систему росписей. На защиту она также представила фрагмент композиции «Благовещение» (фигуру архангела Гавриила в рост), написанную в материале жидким стеклом по штукатурке на основе натуральных пигментов.

«Конечно, в проекте есть методологическая ошибка: если Вы ориентировались на роспись в Старой Ладоге, там все-таки все идет от динамики цветового пятна и держится на нем, а в вашем проекте я этого не увидел. Но в целом проект состоялся. Есть достаточное количество пауз, и они работают», — выразил свое мнение член Государственной аттестационной комиссии, академик Российской академии художеств Евгений Николаевич Максимов.

Комиссией был отмечен и проект Евгения Морозова «Роспись храма святителя Николая в селе Итат Кемеровской области» (руководитель – Игорь Юрьевич Самолыго, заместитель заведующего кафедрой монументального искусства). Помимо основной работы дипломник представил фото храмовой росписи, в которой он принял непосредственное участие. Евгений показал превосходное умение находить и использовать новые технические, живописные решения, основываясь на опыте древних мастеров. В качестве примера он представил копии, выполненные в технике горячей и холодной энкаустики и фрагмент жития святителя Николая, выполненный красками на основе темперы с введением воска.

В заключение просмотра Государственная аттестационная комиссия оценила колоссальные усилия дипломников, отметив, что в период изоляции возникли дополнительные трудности в работе над дипломными проектами кафедры монументального искусства. Тем не менее выпускники кафедры выполнили свои дипломные работы в полном объеме согласно требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности «художник-живописец» (церковно-историческая живопись, монументальное искусство). Члены Комиссии пожелали выпускникам дальнейших творческих успехов.