1 /
На факультете церковных художеств ПСТГУ прошел семинар по пейзажным мотивам в иконописи

23 апреля 2021 года на кафедре истории и теории христианского искусства состоялось очередное занятие семинара «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков» (руководитель семинара — кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина).

Занятие было посвящено теме «Детали пейзажа в иконописи и храмовых росписях XVI – XVIII веков». Руководитель занятия — кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина.

В период Позднего Средневековья мастера стали больше внимания уделять пейзажу. В иконах и росписях храмов нередко встречаются искусно написанные холмы, поросшие травами и яркими цветами, а также населенные разнообразными животными, нередко отражающими традиционную христианскую символику. Особенности трактовки пейзажных мотивов в русском церковном искусстве до сих пор еще недостаточно изучены.

На семинаре прозвучали четыре доклада. Юлия Владимировна Устинова, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства и заведующая сектором станковой и монументальной живописи отдела хранения ЦМиАР, рассказала об особенностях икон с Иоанном Предтечей в пустыне со зверями как о новом сюжете в древнерусском искусстве грозненского времени, продемонстрировав источники его возникновения.

Ольга Сергеевна Сорокина (2 курс магистратуры ПСТГУ) прочитала доклад на тему «Образ земного мира в иконографии «Хвалите Господа с небес» в русском искусстве XVI XVII веков», сделав акцент на образах животных в пейзаже.

Екатерина Алексеевна Макарова (2 курс магистратуры ПСТГУ) посвятила свое выступление пейзажным мотивам в композиции «Обращение Савла» второй половины XVII века, большую часть внимания уделив пейзажам в стенописи ярославских и костромских храмов XVII в.

Юлия Николаевна Звездина, доцент ПСТГУ и старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля, представила в своем сообщении «Детали пейзажа в иконописи конца XVII – начала XVIII веков», отметив как переклички с некоторыми явлениями в западноевропейском искусстве, так и особенности трактовки пейзажных мотивов русскими мастерами этого периода.

Семинар завершился обсуждением докладов и дискуссией, затронувшей проблему богословской трактовки иконописи.