1 /
На кафедре истории и теории христианского искусства состоялась защита бакалаврских работ

4.07.2022 состоялась защита дипломных работ на кафедре истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств. К защите было представлено шесть бакалаврских выпускных квалификационных работ.

Елена Стриевская представила весьма серьезную работу, которая посвящена мозаикам Перистиля Большого Императорского дворца в Константинополе, с проведением подробного иконографического анализа всех сюжетов и включением их в художественный контекст эпохи. Под руководством специалиста в этой области и опытного педагога, старшего преподавателя кафедры ИТХИ В. Е. Сусленкова, она пришла к выводу, что, несмотря на сложение этого выдающегося ансамбля уже в раннехристианский период, его иконографическая программа является продуктом еще предхристианского, позднеантичного периода, включая космогонические и аллегорические сюжеты, которые сводятся к большой теме универсума, цикличности от смерти к воскресению в жизни мироздания. Дипломница продемонстрировала качества настоящего самостоятельного исследователя, увлеченно и глубоко изучив весь мировой корпус трудов на эту тему, приложив собственный их критический анализ и смело высказав свою обоснованную точку зрения.

Дипломная работа Татьяны Холдиной посвящена иконографии уникального и почти не изученного памятника – иконы «Зачатие праведной Анной, с житием Богоматери» XVII века из церкви Иоанна Воина на Якиманке. Икона содержит 80 (!) клейм, что свидетельствовало о необычайной масштабности программы иконы и обусловило необходимость распределения клейм на циклы, причем ряд сюжетов не соединялся ранее в единый цикл, теперь же удалось выявить два новых цикла. Дипломница определила большинство литературных источников представленных эпизодов, сделала на примере источников предварительные наблюдения о несоответствии сведений, касающихся происхождения произведения, и предположила, откуда может происходить столь масштабный по программе памятник, что позволило ей предварительно датировать икону. Вся доказательная база выполнена самой дипломницей, обработавшей значительный по объему материал и продемонстрировавшей блестящий навык иконографического анализа.

Отправной точкой работы Александры Бондарчук послужила курсовая работа, в которой дипломница с огромным научным интересом обратилась к истории возникновения алтарных надпрестольных сеней как памятников малой архитектурной формы, рассмотрела их конструкцию, типологию, функцию, декор, символическую связь с алтарем и престолом. При определении темы ВКР под руководством доцента кафедры ИТХИ к. иск. Г. А. Назаровой дипломница остановилась на алтарной сени 1636 г. из церкви Николы Надеина в Ярославле в контексте сохранившихся надпрестольных сеней XVII века. На примере нового материала она смогла грамотно выявить и подчеркнуть индивидуальные особенности исследуемого памятника, которые проявились в наличии резных текстов не только храмозданного, но и литургического характера, а также в особом архитектурном декоре с треугольными фронтонами с раковинами и тремя вариантами вытянутых башенок готического типа на граненом шатре. Дипломница пришла к выводу, что наличие подобных архитектурных элементов апеллирует к декору царского Теремного дворца и готическим постройкам иностранных зодчих в Московском Кремле эпохи Михаила Федоровича Романова. Александра указала также и на миниатюры с изображением Небесного Иерусалима, которые косвенно могли послужить образцами для резчиков. Похвально, что дипломница предприняла попытку проанализировать иконографию «неба» шатра надпрестольных сеней на примере выявленных памятников, практически не исследованную специалистами.

Работа Виталия Масленикова посвящена двум древнейшим памятникам, входящим в архитектурный ансамбль московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры – Троицкой церкви и Митрополичьим палатам, которые практически не изучены. Дипломником проведен скрупулезный анализ Троицкой церкви и резиденции архимандрита (позднее митрополита) – Митрополичьим палатам. Виталий изучил существующую литературу и источники по теме, составил подробные архитектурные описания, изучил близкие по времени постройки и предшествующую традицию, подобрал убедительные аналогии, показывающие место каждого из памятников в общем контексте развития московской архитектуры соответствующего периода. В своей работе он показал себя внимательным к деталям и нюансам исследователем, отмечая изменения памятников на протяжении столетий для отделения первоначального замысла от позднейших добавлений. Общий ход рассуждений и уверенное владение современной научной литературой по периоду демонстрируют высокий уровень и дают хорошие перспективы для дальнейшего углубления исследования.

Этому дипломнику из Литвы приходилось непросто, но благодаря доброму отношению к нам Троицкого подворья ему удалось не только проживать там и проходить монастырские послушания, но и использовать местную уникальную коллекцию архитектурных чертежей и других архивных материалов времени постройки. В результате получилась замечательная работа о выдающемся памятнике архитектуры, неразрывно связанном с памятью о небесном покровителе нашего университета, святом Патриархе Тихоне, который проживал на Подворье во время проведения Всероссийского Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. в Московском епархиальном Доме.

За все четыре перечисленные работы дипломники получили отличные оценки и рекомендации в магистратуру.

Работа Алины Савичевой «Образ Райского сада в иконах "Всех скорбящих Радость" XVIII–XIX вв.» представляет собой первое монографическое исследование этого чтимого образа – с цветами на фоне или в руке Девы Марии. Несмотря на народную любовь к образу, именно этот тип иконографии до сих пор не рассматривался в столь обширной работе. Основательно изучена вся доступная библиография, и студентка, приложив похвальные усилия, успешно справилась с поставленной задачей. Недочеты можно увидеть в излишней подробности описания икон. Эта работа получила оценку «хорошо».

Работа Татьяны Киселевой «Нидерландские гравюры ХVI в. "Похвала музыке" и роспись хор церкви Живоначальной Троицы в Останкине» представляет большой интерес уже потому, что ею впервые был обнаружен гравированный источник, послуживший образцом для росписи хор Троицкой церкви – западноевропейский трактат «Похвала музыке». Монографического исследования расписных хор в России до сих пор сделано не было. Автор проводит сравнительный анализ, привлекая еще один памятник – расписные хоры Воскресенского храма в станице Старочеркасской Ростовской области. Дипломница также анализирует гравированные источники (в ряде случаев определяя и параллели из западноевропейской живописи) и сложную, обширную программу хор. Особо следует отметить приложение к работе, включающее в себя воспроизведение текстов на хорах Воскресенского собора. Эта достаточно трудоемкая обширная работа проведена Т. И. Киселевой с увлеченным погружением в проблему, хотя наблюдаются некоторые недостатки. Это и увлеченность автора вопросами, не имеющими прямого отношения к теме бакалаврской работы, и некоторая «сыроватость» текста. Работа получила оценку «удовлетворительно».

Мы сердечно благодарим досточтимых членов Государственной аттестационной комиссии во главе с ее председателем, профессором Энгелиной Сергеевной Смирновой, и наших руководителей дипломных работ, отдавших немало сил для подготовки выпускников, которых мы от всей души поздравляем! После защит состоялось чаепитие в трапезной приходского дома храма Воскресения Христова в Кадашах, с неформальным общением благодарных учеников и учителей.

Вас могут заинтересовать:

Подписывайтесь на телеграм-канал Абитуриенту ПСТГУ 2022