Анастасия Волынец
Елизавета Кудрявцева
Николай Столяров
Семен Ипатов
1 /
О чем молчит богослов

Как говорить о вере, чтобы тебя услышали, нужно ли современному теологу осваивать ТикТок и какой он – современный богослов? Наименование «богослов» в истории Церкви закреплено только за тремя святыми, поэтому студенты просят называть себя специалистами по вероучению Церкви. Призывая, однако, помнить о словах Евагрия Понтийского: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, и если истинно молишься, то ты – богослов».

Продолжаем рассказывать о направлениях подготовки в ПСТГУ. Сегодня в фокусе внимания образовательная программа бакалавриата «Теология» профиль «Вероучение Церкви» и его студенты – будущие теологи. У кого-то за плечами опыт поступления в Московскую духовную академию, кто-то окончил православную школу, кто-то поступал с целью пастырской подготовки. Их объединяет убежденность в верном направлении выбранного пути, готовность размышлять на актуальные богословские темы и понимание ответственности, которую накладывает обучение на богословском факультете.

Елизавета Кудрявцева, 19 лет, Челябинская область

Анастасия Волынец, 22 года, Краснодарский край

Семен Ипатов, 17 лет, Москва

Николай Столяров, 21 год, Московская область

Почему молодой человек выбирает направление обучения «Теология»? Насколько современен это выбор?

Елизавета: В моем случае этому способствовала активизация приходской жизни моего храма. В нашем маленьком поселке Челябинской области только одна церковь. Батюшка заметил, что я регулярно посещаю службы, причащаюсь, и предложил петь на клиросе. Когда начинаешь в богослужении участвовать осознанно, для тебя все открывается иначе. Ты сама читаешь, сама поешь, и возникает много вопросов. Ты не можешь жить, как прежде, потому что тебе открывается целый мир. Сначала узнаешь значение непонятных слов, а потом пытаешься разобраться в более сложных вещах. Я потянулась к литературе, богослужебному уставу, что-то у батюшки спрашивала. Сейчас я понимаю, что мое решение о поступлении созревало несколько лет.

Анастасия: Я из семьи священника, дома часто слушала папины рассуждения на серьезные темы с друзьями и духовными чадами. Было интересно знать о вере больше, понимать глубже, чтобы передать потом знания своим детям, ученикам воскресной школы, просто людям, которые встречаются на пути. И главное, чтобы ответить на свои внутренние вопросы.

Семен: На профиле «Систематическая теология конфессии» богословского факультета оказался по стечению обстоятельств. Специфика Университета мне близка: я оканчивал православную школу при монастыре. Но меня всегда привлекала история, а на историко-филологическое направление ПСТГУ я не поступил, поэтому подал документы на теологию, профиль – систематическое богословие. О решении ни разу не пожалел. Здесь меньше истории, но больше языков – греческий и английский, мне это оказалось интереснее.

Николай: Я поступал целенаправленно в ПСТГУ. Богословский факультет выбрал задолго до 9 класса, хотя до этого рассматривал поступление в Сретенскую семинарию. С одной стороны, я хотел получить хорошее богословское образование. С другой стороны, привычка к более свободному образу жизни, чем в семинарских стенах, возможность не отрываться от семьи и своего прихода также для меня имели значение. Поэтому я выбрал лучшее для себя – поступил на богословский факультет.

Какие особенности обучения на факультете для вас особенно важны?

Семен: Очень важна языковая подготовка, без нее теолог не сможет быть хорошим специалистом.

Николай: Возникает вопрос: как языки связаны с богословием? Теолог должен знать древнегреческий язык, чтобы читать Новый Завет и тексты святых отцов в оригинале. Когда ты читаешь, например, преподобного Иоанна Дамаскина в оригинале, соприкосновение с автором глубже. На мой взгляд, плюсом обучения в ПСТГУ также является особый подход к студентам – на старших курсах мы вместе с преподавателями обсуждаем, какие источники будем читать.

Елизавета: В духовных академиях выбор образования для девушек невелик: иконопись или регентское направление. О ПСТГУ узнала случайно: бабушка принесла журнал «Фома» с объявлением, и я очень удивилась. Православный университет, и столько факультетов! Я всегда хотела совершенствовать свое пение на службе, но главное для меня – богословие. В ПСТГУ очень насыщенная литургическая жизнь, хор есть на каждом факультете, и это счастье. А еще в Университете необыкновенная атмосфера. Не могу сказать, что я очень общительная, но когда попала сюда и встретила людей, которые настолько близки мне по взглядам, интересам и столько всего нас объединяет, то я за первый месяц, кажется, наговорила больше, чем за всю прошлую жизнь.

Анастасия: Когда мы только поступили, то все ходили с широко раскрытыми глазами. Так удивительно было это погружение в литургическую, научную, такую насыщенную студенческую жизнь. Столько важных слов было сказано, столько необыкновенных встреч. Я никогда не забуду потрясение, которое испытала в первый учебный день, когда к нам обратился отец ректор в Соборной палате, там, где проходил Поместный Собор и восстановлено Патриаршество. А потом лекции отца ректора в Соборной палате были каждый четверг. Сейчас мы уже, наверное, привыкли к этому благолепию, и мне от этого даже немного грустно. Кроме того, нас не так много, поэтому мы не замкнулись в своих группах, а общаемся всем богословским факультетом.

Насколько актуальны богословские вопросы в современной жизни?

Николай: К сожалению, даже верующие и образованные люди не хотят углубляться в церковное вероучение. Историк может не понимать сути исихастских споров, а для богослова они не какие-то отвлеченные, а касающиеся нашей практической жизни. Это современные вопросы. Мы не можем постичь Бога, но Он нам открывается благодаря нашему желанию и нашему стремлению с Ним соединиться. У нас часто жизнь делят на какие-то секторы, выделяя сферу религиозного. От этой внутренней раздробленности – многие проблемы современного человека. Для афонских монахов Бог находился в сердцевине жизни. А святитель Григорий Палама не разделял для себя: вот сейчас я пойду молиться, а сейчас писать богословский трактат.

Елизавета: На миссионерском практикуме, который мы проходим, становится понятно, что очень многие вопросы требуют размышления и правильной оценки со стороны верующего человека. Например, мы рассматриваем современные религиозные течения и секты, разбираем выпады неоязычников, пытаемся отделять ложь от правды и находить правильные формулировки. Чтобы что-то изменилось в человеке, нужно донести до него истину, не исказив ее. Это и есть применение накопленных знаний. Но это не всегда просто. Поэтому надо окрепнуть знанием и для самого себя сначала сделать картину ясной. Очень жаль, что многое в нашей вере воспринимается как должное и без размышления, ведь верующий человек всегда ищущий.

Анастасия: Но вместе с тем есть вопросы, на которые нет ответа. И нам нужно познавать эти вещи не умом, а сердцем. И смириться, если что-то тебе не открываются прямо сейчас.

Каким вы видите будущее приложение своего образования?

Елизавета: Выпускники, несомненно, востребованы в церковной среде. Но опыт и знания, которые мы здесь получаем, помогут в областях смежных. В сферах, которые затрагивают отношения Церкви и государства, в СМИ, в научной деятельности, ведь богословие развивается наравне с другими науками, важно, чтобы к нему не относились как к чему-то из прошлого. Университет дает сильное гуманитарное образование, это серьезное преимущество.

Семен: Я нацелен на магистратуру и потом аспирантуру, возможно, это будут другие направления – история, религиоведение или философия. На первом курсе я пока только пытаюсь понять, чем занимается богослов, потому что учеба настолько многоуровневая и интересная, что определенных планов нет.

Николай: Меня интересует пастырская подготовка, я параллельно учусь в ПСТБИ для возможности рукоположения.

Анастасия: В свое время я помогала папе организовывать паломнические поездки, сопровождала экскурсии. И с удивлением обнаружила, что в такие паломничества отправляются люди не только невоцерковленные, но даже неверующие. И уже в поездке люди принимали Крещение. То есть обязательна нужна просветительская деятельность в самых различных сферах.

Какой он – современный богослов?

Семен: Следующий за Христом. Умный, любящий молиться, добрый. Главное его отличие от мирянина – в глубине знаний.

Николай: Честный. Это очень важное качество для богослова – интеллектуальная честность. Умение отделять правду от слухов. Богослов также должен быть деятельным. Вера без дел мертва (Иак. 2:26)

Елизавета: Очень ответственный. С каждым экзаменом, с каждым днем ты понимаешь, какую большую ответственность ты берешь на себя.

Анастасия: Внимательный и вдумчивый. Подходить нужно ко всему так, чтобы не упустить главное.

Какие новые методы и пространства вы видите возможными для проповеди?

Николай: Когда говорят о церковном служении, то представляют священнослужителя в рясе. Но огромную пользу для Церкви может принести богослов в светской одежде. Простым людям иногда проще с ним говорить, чем со священником. Зачастую выпускники нашего факультета многие вопросы изучают глубже, чем выпускники семинарий. В Церкви нужна более активная катехизаторская работа. Священник в нынешних условиях иногда просто не может справиться, потому что он и совершитель Литургии, и духовник, и требоисполнитель. Поэтому у меня лично есть мечта, чтобы возник институт церковных катехизаторов, людей с хорошим богословским образованием, которые могли бы доступным языком открывать людям Истину.

Елизавета: В каждом веке есть что-то полезное для поиска истины, стремительно развитие технологий пугает, но надо применять лучшие инструменты. Есть очень хорошие примеры батюшек-блогеров, мне кажется, христианин должен быть открыт этому миру.

Николай: После пандемии многие устали от неживого общения, формата видеоконференций. Но как средство для проповеди его нельзя недооценивать. Входя во внешнее пространство, проповедник должен помнить, что ему придется принимать чужие правила игры и трезво оценивать ту пользу, которую он принесет.

Анастасия: В нашей факультетской медиагруппе даже было обсуждение, стоит ли обратить внимание на ТикТок, как-то задействовать этот канал.

Семен: Важно говорить с аудиторией, которая готова тебя слушать. Проповедь возможна не во всех форматах. Телевидение и YouTube в этом смысле – удачные каналы благодаря широкой и заинтересованной аудитории, а ТикТок, на мой взгляд, не область для проповеди богослова. Это площадка, где нет места для серьезной интеллектуальной работы, она предназначена для развлечения. В ТикТок люди приходят за сиюминутным удовольствием – получить заряд положительных эмоций. А теолог говорит о вечном.

Как нужно говорить с людьми о вере, чтобы они услышали?

Семен: Нужно не давить, не разделять на лагеря: православный – не православный. Богослов всегда хороший психолог, он должен понимать настроение и уместность своих слов.

Елизавета: Каждый год преподаватели нашего Университета отправляются в миссионерские поездки, в глухие деревни. И обязательно берут студентов, тех, кто готов к такой поездке. А потом делятся впечатлениями. Это очень полезный опыт. Надо понимать, что люди, которые живут вдалеке от шумных городов, иначе воспринимают веру, с ними надо говорить не на богословские темы, а обязательно о простых и важных вещах, например, о семье. Взгляды их часто наивнее и чище, но потому они легче впадают в крайности, подвержены суевериям.

Николай: Здесь главное – найти царский путь. Мы не должны снижать планку общения. Некоторые современные миссионеры, пытаясь привлечь аудиторию, используют, как им кажется, молодежный, часто устаревший, лексикон. Это выглядит комично, молодежь это считывает: батюшка хочет быть поближе к нам, но он не к нам поближе, а к тем, кто был 10 лет назад. Уровень языка нельзя снижать. Богослов вообще не всегда должен говорить. Иногда молчание богослова может быть полезнее. А пример личной жизни всегда ярче всех слов.

А о чем должен говорить богослов?

Семен: Богослов говорит на те темы, которые мешают людям приходить в Церковь.

Николай: О спасении. Это главная задача богослова.

Семен: Это главная задача каждого христианина.

Беседовала Ксения Вячеславовна Белошеева