Малышев А. В. (ПСТГУ)
Малышев А. В. (Пасха)
Малышев А. В. и Ячменик
Ячменик В. А. БФ
Ячменик В. А. (выступление)
Ячменик В. А. (летний лагерь)
Ячменик В. А. (Пасха алтарь)
Дружинин А. В. (вручение дипломов)
Дружинин А. В. (работа)
Дружинин А. В. с сыном
Дружинин А. В. (служба)
1 /
Три встречи с богословием

Абитуриенты часто задаются вопросом, что такое богословский факультет, кто там учится и какие перспективы дает обучение. На богословский факультет ПСТГУ приходят люди с разными судьбами и различным опытом, и у каждого состоится его личная встреча с богословием. Выпускники богословского факультета рассказывают о том, что определило их выбор и что принесла им эта встреча.

Встреча первая

Артем Владиславович Малышев в 2020 году окончил аспирантуру ПСТГУ. За его плечами бакалавриат (2015), магистратура с отличием (2017) богословского факультета и специалитет (2016) Богословского института. Можно сказать, что он один из многих «полных кавалеров» богословского образования, так как прошел все образовательные ступени.

Артем алтарничал в храме, который расположен недалеко от его дома, лет с девяти, и можно предположить, что это и определило его намерение поступать в Православный Свято-Тихоновский университет. Однако Артем вспоминает об одной встрече на Дне открытых дверей университета, которая действительно стала определяющей в его решении поступить на богословский факультет.

На Дне открытых дверей традиционно проходят встречи школьников с преподавателями факультетов. В тот день факультет представлял отец Николай Емельянов — он говорил о богословии и о том, что такое — жить настоящей жизнью. «После его лекции у меня возникло впечатление, что здесь, в ПСТГУ, на богословском факультете, есть какая-то целостность, полнота жизни, которую можно назвать счастьем. Меня это поразило, и захотелось здесь учиться», — вспоминает Артем.

Учеба на факультете оправдала ожидания Артема: атмосфера действительно особенная. «Лучше той среды, что на факультете, мне кажется, тяжело найти – атмосферу доброты и настоящего христианства», — поясняет он. Еще у Артема было желание, не до конца оформившееся, связать свою жизнь с церковным служением. Поэтому он после зачисления в ПСТГУ поступил и в Богословский институт. О том, чем будет заниматься после окончания университета, он в то время не думал, так что решил сосредоточиться на том, что было на тот момент самым главным, – на учебе.   

Обучение на факультете Артему не показалось особенно тяжелым. Он считает, что во многом это было благодаря условиям: жизнь с родителями, все условия для занятий — ничто не отвлекало. Он соглашается, что изучение классических и современных языков может создавать большую нагрузку на студентов, но отмечает, что другим предметам тоже надо уделять внимание. «Может возникнуть ситуация, что больше уделяешь внимания языку, и можешь скатиться по богословским предметам или наоборот», — вспоминает он.

Конечно, обучение на богословском факультете, как и на других факультетах университета, построено на стандартах, которые утвердило государство. Но, говоря об учебе, Артем расставляет другие акценты: «Кажется, что эта наша учеба — внешнее, чисто интеллектуальное приобретение, но обучение на факультете очень сильно влияет и на духовную жизнь человека. Ведь знание, которое мы здесь получаем, не просто неким грузом лежит внутри — оно настолько живое, что, попадая в нас, начинает нас преображать, словно некий огонь».

Артем объясняет, что богословское знание очень часто сравнивают с огнем: оно может закалить и очистить человека от «вредных примесей», а может пожечь и расплавить, и тогда для человека это становиться личной трагедией. Надо быть готовым к тому, что если начал изучать богословские науки, то уже не можешь не быть человеком церковным, не можешь оставаться в стороне от Церкви — она становится важной частью в жизни человека.

Артем уверен, что выпускники богословского факультета должны становиться образцом для других христиан, пытаться своей жизнью показывать то, чему научились, потому что нельзя сделать так, чтобы богословие осталось чем-то внешним. В противной ситуации может возникнуть конфликт, будет тяжело, и захочется от всего этого знания освободиться, так как без реальной духовной жизни оно может вредить человеку и мучить его.

«Знаю многих людей, очень умных и способных, для которых изучить то, что мы изучаем на факультете, особых сложностей не составляет. Но они ушли, так как им стало невмоготу заниматься богословской наукой, потому то это для них означало необходимость меняться, — делится своими наблюдениями Артем. – Обучение на факультете предполагает не только интеллектуальный труд, но и духовный, и из этого всегда следует перемена жизни».

Сейчас Артем является преподавателем кафедры практического богословия богословского факультета, где ведет семинарский курс «Памятники русской богословской традиции», в рамках которого студенты знакомятся с богословскими сочинениями со времен Киевской Руси до начала XX века. А еще он надеется в ближайшее время закончить работу над кандидатской диссертацией по теологии, что позволит ему посвятить все силы продолжению научно-богословских исследований.

Самым главным из того, что дал ему факультет, Артем считает не столько дипломы государственного образца, которые позволяют ему реализовываться как специалисту, сколько то внутреннее преображение, которое, возможно, переживает каждый выпускник: «Это преображение ставит перед выпускником цель делиться с людьми тем Светом, к которому он прикоснулся».

Встреча вторая

Вячеслав Александрович Ячменик, выпускник бакалавриата 2018 года и магистратуры 2020 года, только за год до поступления пришел в Церковь. Свой приход к вере Вячеслав называет плавным. В его окружении были разные люди — и те, кто ходил в Церковь, и те, кто не ходил, но с симпатией относился к верующим. Самого Вячеслава вопросы веры начали интересовать уже в старших классах школы, когда он стал читать романы Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и «Идиот». Тогда же он впервые открыл Евангелие.

«Я прочитал первую главу и понял, что не могу уже идти другим путем, и сразу пошел в церковь», — вспоминает Вячеслав. Когда пришло время выбирать, где получать высшее образование, Вячеслав определил для себя два четких критерия: «Во-первых, хотелось попасть в церковную атмосферу и сообщество, быть с людьми, с которыми были бы общие цели, взгляды, ценности. Во-вторых, было стремление узнавать веру не по верхам, а глубоко и подробно, как Алеша из «Братьев Карамазовых» чувствовал: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «Иди за мной» ходить лишь к обедне». Вячеслав не был уверен в том, что станет священником, поэтому семинарию в качестве возможного пути не рассматривал.

«Я увидел на сайте университета слова ректора, отца Владимира Воробьева, о том, что в ПСТГУ готовят людей для служения Церкви, неважно в каком звании и в каком виде, и понял, что мне нужно сюда, и сразу подал документы», — рассказывает Вячеслав о том, что определило его выбор. — Мне хотелось глубже изучать мою веру, получить богословское образование независимо от того, чем я буду заниматься. Я понимал, что получу тот базис, который мне везде поможет».

Такой настрой во многом определил характер его обучения в университете: «Мне было все легко. Я до поступления мало читал. А тут у меня открылась жажда чтения и новых знаний. Я читал взахлеб все, что только было можно. Мне было невероятно интересно. Я понимал, что каждая дисциплина всего лишь одна из граней тех знаний, которые получаешь в процессе обучения. У меня не было любимых и нелюбимых предметов. Все было интересно». Даже изучение классических и современных языков не вызвало у Вячеслава сложностей, и он признается, что не очень понимал своих однокурсников, которые говорили, что учиться на богословском факультете сложно.

Не прогадал он и с атмосферой на факультете, и с факультетским сообществом. «Я был иногородним студентом, и меня поселили в общежитие, которое стало для меня какой-то точкой объединения со многими однокурсниками, потому что почти все ребята из моей группы были из общежития, — рассказывает Вячеслав. — Мы жили все в одном месте, у нас был общий быт, интересы, мы проводили вместе время, готовили задания по древнегреческому. И в этой дружной обстановке проходило наше обучение. Мне факультет представляется как одна большая семья. Весь университет как вторая семья».

В качестве самого важного момента обучения на факультете Вячеслав называет общие богослужения. В этой связи он даже вспомнил термин, подходящий для описания атмосферы на факультете, который использовал святой праведный Алексий Мечев, когда говорил о своей общине – «богослужебно-покаянная семья». «Я часто переживал что-то подобное у нас в университете», — делится Вячеслав.

Так в ПСТГУ состоялась его встреча с богословием. Больше всего его заинтересовало русское богословие, которым его увлек декан богословского факультета отец Павел Хондзинский, профессор ПСТГУ, доктор богословия и кандидат теологии: «Отец Павел занимается изучением русского богословия, у него несколько монографий и много статей на эту тему, он ведет курс по русской патрологии. Я читал его книги, и эта тема меня очень заинтересовала. Мы часто выбираем предмет наших исследований под влиянием какой-то встречи, которая нас вдохновляет, открывает новые горизонты и перспективы. Вот это моя история». Вячеслав посвятил изучению этой темы магистерскую диссертацию и собирается продолжать исследования в аспирантуре.

Уже во время учебы, на третьем курсе бакалавриата, Вячеслава пригласили работать в Свято-Тихоновский Богословский институт — он был начальником летнего лагеря богословского факультета, а это огромный опыт организаторской работы. «Если ты смог организовать Летнюю школу на 80 человек, то, думаю, после этого что угодно сможешь организовать», — смеется Вячеслав.

Сейчас Вячеслав работает в научном центре «Лаборатория исследования церковных институций», где он участвует в гранте Российского научного фонда. Он является и секретарем кафедры пастырского и нравственного богословия Богословского института, где работает еще и тьютором – наставником, старшим помощником, основная задача которого — поддержать младших студентов, помочь им освоиться с требованиями к научным работам, познакомиться с преподавателями.

Вячеслава удивляет вопрос, что дает изучение богословия: «Оно помогает понять себя в Церкви. Ты трудишься, стараешься разобраться в богословии, чтобы потом объяснить и передать это другим».

Встреча третья

Андрей Владимирович Дружинин с отличием окончил бакалавриат ПСТГУ в 2013 году и так же, с отличием, магистратуру в 2015 году. В том же году он получил диплом переводчика в сфере профессиональных коммуникаций, а в 2020 году уже окончил аспирантуру. Кроме того, Андрей является выпускником Богословского института 2014 года. Он прошел свой путь к встрече с богословием, который типичен для многих абитуриентов.

Андрей успешно закончил школу и поступил в Москву в РХТУ им. Д.И. Менделеева, Институт материалов современной энергетики и нанотехнологий. В то время он не был верующим, хотя еще в школе думал о том, что такое исповедь и Причастие. Он рассказывает, что в Москве, вдали от дома, у него началась самостоятельная жизнь, и вскоре перед ним встал выбор — «либо идти со всеми веселиться, либо попытаться привнести в свою жизнь какой-то смысл». Это было непростое для него время исканий, в результате которых он переосмыслил свою жизнь и начал воцерковляться.

«У людей только что воцерковившихся всегда есть какое-то горение, желание послужить Церкви и даже поступить в монастырь. Я думал, что ничем другим больше заниматься не смогу», — рассказывает Андрей. Однажды в гостях у знакомого батюшки он познакомился с другим священником, который заочно учился в ПСТГУ. Этот священник рассказывал, что в ПСТГУ очень большие нагрузки, что чуть ли не Новый Завет на древнегреческом заставляют учить, что учиться очень сложно. Именно тогда духовник Андрея и сказал: «Вот как раз туда тебе и надо»!

Отчасти слова того священника сбылись. «Конечно, на древнегреческом нас не заставляли наизусть учить Новый Завет, тем не менее обучение было очень насыщенным, — рассказывает Андрей. — Здесь на факультете все-таки собрался преподавательский состав очень сильный, поэтому требования высокие».

Летом, до поступления, Андрей проходил послушание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и все, кому он говорил, что поступает на богословский факультет в ПСТГУ, в один голос заявляли, что там учиться очень сложно. Действительно, приходилось сочетать богословское образование с общегуманитарными дисциплинами и языковой подготовкой, а еще все это нужно совмещать с богослужебной жизнью.

«Учеба была не просто испытанием, но и духовным опытом. На факультете можно не только умственно образовываться, но и волю тренировать. Дошли до конца те, кто имел цель и к ней шел, поскольку просто так завершить такое насыщенное обучение все-таки трудно», — вспоминает Андрей. Нагрузка с изучением языков была большая: с первого курса три пары латинского языка, со второго — четыре древнегреческого, церковнославянский, а еще был интенсивный английский, второй иностранный язык, по которым велась фундаментальная языковая подготовка. Зато кроме основной специальности выпускники получают диплом переводчиков в сфере профессиональной коммуникации с опытом переводческой практики.

«Когда я поступал, многие говорили, что в ПСТГУ схоластичный дух, не так как в семинарии, — рассказывает Андрей об атмосфере на факультете. – Но на деле оказалось не совсем так: нет никакого формализма, священники факультета и отец ректор поддерживают духовную жизнь студентов. Здесь не только образование, но и насыщенная духовная жизнь».

«Конечно, у нас на первом курсе собрались совершенно разные люди. Но таких, которые бы не понимали, куда пришли, не было. Были те, кто только воцерковлялся или уже с каким-то опытом духовной жизни, некоторые даже переводились к нам из других вузов, — описывает Андрей своих сокурсников.

Поступающие на богословский факультет, по мнению Андрея, образуют три условные группы: тех, кто ищет ответы и хотел бы изучить веру, тех, кто хотел бы послужить в священном сане, и тех, кто хотел бы послужить Церкви в своей профессии. Андрей вспоминает, что в то время был призыв, что Церкви нужны образованные люди, которые могли бы послужить ей, вести дискуссии, объяснять, учить, так как за годы советской власти очень мало осталось тех, кто мог бы на достаточно высоком уровне обсуждать вопросы, связанные с Церковью и богословием.

Рассказывая о своей встрече с богословием, Андрей говорит, что с самого начала своей учебы попал под научный покров профессора ПСТГУ Натальи Юрьевны Суховой, доктора исторических наук, доктора церковной истории, и поэтому его исследования связаны с историей Церкви и богословия – подготовкой пастырей в Российских духовных школах. Сейчас Андрей Дружинин — заместитель начальника учебного отдела Богословского Института и младший научный сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования богословского факультета, где выполняет научный проект по гранту Российского фонда фундаментальных исследований РАН.

«Моя деятельность в университете связана с духовным образованием, с пастырской подготовкой, которую я изучаю в рамках своей церковно-исторической темы. И планирую и дальше в этом направлении продолжать исследования, так как считаю важным изучать духовно-учебную традицию, выделять в ней то, что существует вне зависимости от происходящих процессов в обществе и Церкви – то вневременное, что всегда должно быть в духовной школе. Это особенно актуально сейчас, в условиях поиска и меняющихся духовно-учебных парадигм», — делится Андрей своими планами.

«С другой стороны, я изучаю нормативную регламентацию образовательной деятельности духовных образовательных организаций, вузов, учредителями которых являются религиозные организации. В развитие нормативно-правовой базы богословского и религиозного образования в России внес вклад наш университет, в частности, был разработан и утвержден поликонфессиональный стандарт по теологии, что позволило закрепить данное направление в перечне аккредитуемых государством учебных и научных специальностей, получить государственную аккредитацию духовным школам, — добавляет Андрей про еще одно направление своей деятельности: он является экспертом в сфере государственной аккредитации образовательных и научных организаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации и занимается вопросами государственной аккредитации образовательных и научных организаций по направлению «Теология».

«Богословская наука формировалась длительное время до революции, сейчас мы ее стараемся возродить как отрасль научного знания, и для этого очень нужны кадры, — объясняет ситуацию Андрей. — Ситуация в мире меняется, и нужны люди, которые могли бы разрабатывать ответы Церкви на вызовы времени. От этого выиграют все — и Церковь, и общество».