1 /
Защита дипломных работ прошла на ФЦХ

27 октября 2020 года состоялась защита дипломных работ выпускников кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ. Все иконы, представленные студентами-выпускниками, выполнены профессионально, с полным владением техникой живописи темперой и различными приемами золочения.

По мнению председателя Государственной аттестационной Комиссии С. А. Гавриляченко, профессора МГХИ им. В. И. Сурикова, эта защита стала «приятной неожиданностью», а в ходе обсуждения выявилось много «плодотворных решений», хотя конец учебного 2019/2020 года выдался непростым.

В период изоляции возникли дополнительные трудности в работе над дипломными проектами. Тем не менее выпускники кафедры иконописи ПСТГУ выполнили свои дипломные работы в полном объеме, согласно требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Живопись» (профиль «художник-живописец», церковно-историческая живопись, иконопись).

Среди представленных работ были как списки с древних икон, так и самостоятельные авторские решения, продуманные и воплощенные на основании изучения лучших образцов русской иконописи, с пониманием и осмыслением традиций изобразительной культуры Православной Церкви.

Особой похвалы комиссии удостоена работа Марии Мелентеевой, (руководитель — Елена Ивановна Пискарева) икона-список «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Образцом для дипломной работы послужила известная икона XVI века, времени правления царя Иоанна Грозного, оригинал которой находится в Московском Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. В художественном и цветовом решении этой иконы древний художник отобразил всю противоречивость эпохи и предчувствие надвигающего времени испытаний.

Мария в своем вступительном слове рассказала о трудностях работы над дипломом: в процессе подготовки к работе ей пришлось преодолеть большие технические сложности: отсутствие естественного освещения в зале Музея, где экспонируется оригинал иконы, что препятствовало изучению техники исполнения, тональных и цветовых отношений.

По мнению комиссии, работа Марии Мелентеевой является уникальной презентацией тех навыков, которые получены ею за время учебы в университете: «При активном золочении нимба Марии удалось сделать лик святого так, чтобы он не пропал в этом сверкающем контуре. И попадание в образ блестящее!» — выразил мнение всей комиссии Сергей Александрович Гавриляченко.

Мария Симонова (руководитель — протоиерей Николай Чернышев) представила икону святителя Николая Японского, в создании которой она использовала некоторые эстетические приемы и принципы древней японской культурной традиции. «Икона задумывалась для православного храма в Японии. Мы пытались передать одну из эстетических категорий Японии – почтительное отношение к природе, цвету и тону. Так появилась идея писать фон нерастертым пигментом — мрамором грубого помола, гранитом и хрусталем», — рассказала Мария в своем вступительном слове.

Члены комиссии отметили, что такой прием требует особого сохранения контрастности в разделке изображения фигуры. Особенной похвалы Комиссии заслужила подготовительная работа, проведенная Марией Симоновой — творческий и духовный поиск ответа на вопрос: как привести к синтезу мягкий стиль иконописи XVI века и дух традиционной японской эстетики?

Дипломная работа Ирины Михневой (руководитель – заведующая кафедрой иконописи Е. Д. Шеко) также была отмечена комиссией как удачное прочтение стилистики русской иконы XVI века. Она представила вольный список древней иконы «Святитель Николай Можайский» из коллекции московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Оригинал иконы не имеет музейной реставрации, поля и нимб святителя скрыты басменным окладом. Ирина блестяще справилась с реконструкцией общего колорита за счет использования различных оттенков золота, чеканки и выверенного колористического решения.

На Защите была представлена и парная работа: иконы для иконостаса — образ Божией Матери «Гликофилуса», написанный Ольгой Забалуевой, и икона «Спас в Силах», созданная Денисом Мироненковым. Оба студента — выпускники преподавателя Ольги Никитичны Колокольцовой. «В этом году мы выпускаем не только художников, но и уже сложившуюся бригаду», — сказала Ольга Никитична.

В заключение просмотра Государственная аттестационная комиссия отметила высокий уровень мастерства выпускников, отметив, что в своих работах они показали понимание творческих и колористических задач современной иконописи, углубленный исследовательский подход к созданию образа. Члены Комиссии обратили внимание и на стилистическое, художественное разнообразие представленных икон. «Неожиданная защита. Возникло много плодотворных противоречий в обсуждении работ. Рад видеть в выпускниках мастерство и способность к глубокому проживанию иконы», — сказал в заключительном слове Сергей Александрович Гавриляченко.