1 /
Студенты ПСТГУ побывали на пожарных кораблях

28 ноября 2021г. более двадцати пяти студентов ПСТГУ посетили пожарные корабли, которые обеспечивают безопасность на водных и прибрежных объектах города.

Участников экскурсии встретил начальник отряда по тушению на водных объектах ГКУ «Пожарно-спасательный центр» Николай Дмитриевич Мусатов. Он рассказал об истории размещения подразделения: в конце XIX века в районе Павелецкой набережной была построена нефтебаза, и чтобы обеспечивать ее безопасность в 1930-е годы здесь были поставлены пожарные корабли. На данный момент у дебаркадера базируются два действующих судна - «Полковник Чернышев», который принадлежит Пожарно-спасательному центру Москвы и корабль «Надежда» (он стоит на вооружении федеральных сил МЧС), а также один пожарный катер - «В. М. Максимчук» находится в резерве.

У корабля «Полковник Чернышев» необычная история. Его спроектировали в 2006 году в Санкт-Петербурге, а в боевом расчете Москвы он состоит с 1 мая 2010 года. Но еще до официального ввода в эксплуатацию ему пришлось принять участие в тушении крупного пожара. Изначально корабль назвали «Атаман», но после гибели начальника службы пожаротушения и инициатора создания этого судна полковника Евгения Николаевича Чернышева, корабль переименовали. Е.Н. Чернышев погиб при спасении людей из огня и посмертно был награжден званием Героя России.

Уникальность «Полковника Чернышева» в том, что он относится к судам ледового класса и способен самостоятельно передвигаться по льду толщиной до 15 сантиметров. Основной задачей судна является тушение пожаров на объектах, расположенных рядом с акваторией Москвы-реки. Кроме того, оно является площадкой для спасательных работ водолазов и помогает в зимний период создавать для пожарных вертолетов полынью для забора воды. Также, в случае аварии в городской сети, корабль может обеспечить электричеством целое здание на берегу – например, поликлинику или больницу.

Капитан корабля «Полковник Чернышев» Сергей Алексеевич Пряхин провел подробную экскурсию по судну. Участники узнали, что в состав дежурного экипажа входит до одиннадцати человек – капитан, начальник смены, спасатели московской городской поисково-спасательной службы, механики, электромеханики. Студенты заглянули в трюмы корабля и ознакомились со средствами спасения с воды. Далее все отправились в рубку – место, откуда осуществляется управление кораблем и лафетными стволами для подачи воды. Дальность водяной струи достигает 100 метров, а управлять стволами можно как дистанционно, так и вручную. Также для подачи воды на расстояние до километра используют пожарные рукава. Несмотря на то что корабль способен разгоняться до 30 км/ч, на территории Москвы его скорость ограничена до 15-20 км/ч, иначе волны будут создавать опасную для других судов ситуацию, а прохожих может смыть с набережной. Студенты смогли посидеть в кресле капитана и подвигать джойстики пультов управления. После этого спустились в трюм корабля, увидели кают-компанию, кубрики экипажа, машинное отделение с мощными двигателями и насосом для подачи воды.

Экскурсию по кораблю «Надежда» студентам провел В. А. Ступкин, заместитель командира корабля и начальник караула. Разработка судна осуществлена еще в 1970-х годах, несмотря на это, оно имеет преимущество перед новыми кораблями – «Надежда» является мелкосидящим пожарным кораблем и может подойти к любому берегу. Корабль также оснащен тремя лафетными пожарными стволами. Навигационный период корабля «Надежда» ограничен, поскольку он имеет водометные двигатели, таким образом, с ноября по апрель судно не эксплуатируется. Но в этот период сотрудники также заняты делом. Две трети корабля занимает машинное отделение, требующее профилактических мероприятий. В рубке «Надежды» студенты увидели и потрогали рычаги управления, а потом смогли рассмотреть множество механизмов в отсеке с двигателем.

И последним ярким впечатлением стала демонстрация работы пожарных стволов. Сотрудники корабля «Полковник Чернышев» запустили над вечерней Москвой-рекой многометровые струи, которые, направленные вверх, казалось, достигают облаков, а опущенные ниже, долетали почти до противоположного берега реки.
В завершение мероприятия Николай Дмитриевич Мусатов вручил священнику Филиппу Ильяшенко, проректору по социальной и миссионерской работе ПСТГУ, фотографию корабля.
«Полковник Чернышев» и памятный знак в честь десятой годовщины спуска на воду этого судна. А отец Филипп со словами сердечной благодарности вручил сотрудникам пожарных кораблей Евангелие и Псалтирь.

Эта экскурсия завершила цикл мероприятий, которые знакомят студентов ПСТГУ - будущих участников студенческого аварийно-спасательного формирования нашего университета, с работой пожарных и спасателей. За два месяца ребята посетили пожарно-спасательный отряд №207, побывали у спасателей на воде в поисково-спасательной станции «Левобережная» и познакомились со спасателями воздушной авиации. А теперь мы приглашаем православную молодежь 16-35 лет на курсы «Помощники спасателей», цель которых – обучение первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Регистрация на курсы по ссылке: Регистрация на курс "Помощники спасателей" (google.com).

Экскурсия состоялась в рамках межрегионального проекта по созданию студенческого движения помощников спасателей «Время спасать – время действовать!». Проект реализуется в нашем университете по благословению ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева в сотрудничестве с Департаментом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы и с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Руководитель проекта – проректор по социальной и миссионерской работе священник Филипп Ильяшенко. Команда проекта состоит из московских спасателей, психологов и сотрудников ПСТГУ.

Фото: Волынец Дмитрий, студент I курса богословского факультета

Управление по социальной и миссионерской работе