1 /
Профессор А. Ю. Андреев прочитал открытую лекцию об истории вальса
5 февраля 2020 года в учебном корпусе на улице Иловайской в рамках подготовки к V Юбилейному Студенческому балу ПСТГУ состоялась организованная Управлением по социальной и миссионерской работе лекция доктора исторических наук, профессора Андрея Юрьевича Андреева.
Предстоящий бал посвящен 195-летнему юбилею со дня рождения известного австрийского композитора и исполнителя Иоганна Штрауса-сына. Именно его творческий путь и венский вальс стали главной темой лекции, прочитанной Андреем Юрьевичем – замечательным знатоком музыкальной культуры Нового времени.

После приветственного слова проректора ПСТГУ по социальной и миссионерской работе священника Филиппа Ильяшенко Андрей Юрьевич начал рассказ о возникновении и развитии венского вальса. Слушатели узнали, что вальс изначально – это фольклорная музыка Венского леса, предгорья Альп, где отмечались праздники молодого вина, сопровождаемые танцами. Эти танцы и стали предтечами современного вальса.

Понятие «венский вальс» появляется около 1800 г., в эпоху французской революции, когда культура теряет элитарный характер. А вальс тоже часть культуры этого времени – не случайно он получает название «марсельеза сердца». Важную роль в распространении вальса сыграл Венский конгресс, в период проведения которого в 1814-15 гг. Вена с ее культурой стала де-факто столицей Европы, – вальс окончательно входит в официальную программу балов, в 20-30-е гг. становится предметом композиторского искусства.

Андрей Юрьевич познакомил слушателей с историей развития вальса. Так, мало кто знает, что одни из первых русских вальсов были написаны автором «Горя от ума» – Александром Сергеевичем Грибоедовым. В 1830-х годах Фредерик Шопен создает свой знаменитый цикл вальсов. Но подлинным создателем венского вальса как самостоятельного произведения является Йозеф Ланнер, который и продумал все структурные элементы этого танца. Его близким другом, а потом и непримиримым соперником на творческом пути был Иоганн Штраус-отец: из этой борьбы победителем вышел Штраус, создавший первый в истории гастролирующий оркестр; его перу принадлежит более 150 вальсов.

Однако общество отвернулось от Штрауса-старшего, так как он не поддержал революцию в Вене и в августе 1848 г. он написал контрреволюционный «Марш Радецкого». Для музыканта это было большим ударом — в 1849 г. он скончался. Герой нашего бала Иоганн Штраус-младший был одним из трех сыновей-музыкантов Штрауса-отца, при этом поначалу не самым талантливым. Отец был против его занятий музыкой, но сын пошел против его воли. Постепенно к нему стал приходить музыкальный успех, однако отец так и не поддержал его. Усугубляла их противостояние и позиция по разные стороны баррикад: в отличие от отца, Штраус-младший поддержал революцию.

В 1856 г. Иоганн Штраус-сын впервые отправляется на гастроли в Россию: девять Павловских сезонов, по выражению Андрея Юрьевича, «сделали Штрауса Штраусом». Здесь же молодой композитор нашел свою любовь – Ольгу Смирницкую. К сожалению, родители избранницы Штрауса были против кандидатуры иностранного музыканта, и он был вынужден вернуться на родину – так возник вальс «Прощание с Петербургом».

В 1866 г. он создает, наверное, одно из самых знаменитых классических музыкальных произведений – вальс «На прекрасном голубом Дунае». На следующий год Штраус посетил Всемирную выставку в Париже, где многократно исполнял этот вальс, который и приобрел популярность на всю Европу…

Андрей Юрьевич также рассказал о структуре венского вальса, а в заключительной части лекции дал прослушать отрывки из самых знаменитых произведений «короля вальса», сопровождая их профессиональными комментариями.

Никто из слушателей не остался равнодушным к лекции. От всей души благодарим Андрея Юрьевича за возможность прикоснуться к искусству музыки!

Текст: Татьяна Нехорошева, Ольга Рудницкая
Фото: Ирина Каргинова