1 /
Сотрудники Центра инклюзивного образования ПСТГУ приняли участие в международной научно-практической конференции
Руководитель Центра инклюзивного образования ПСТГУ Наталья Михайловна Пиминова и педагог-организатор Центра Маргарита Васильевна Парфёнова посетили V международную научно-практическую конференцию «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность», которая проходила с 23 по 25 октября 2019 года в Московском Государственном психолого-педагогическом университете.

Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование» с 2011 года является площадкой для обсуждения актуальных проблем развития инклюзивного образования в России и проводится раз в два года, собирая около 800 участников каждый раз. Программа V конференции была насыщенной и включала в себя ряд секций, где специалисты делились своим опытом в сфере инклюзии на всех этапах образовательного процесса.

Работа конференции проводилась по нескольким направлениям: социокультурные и философско-методологические аспекты преемственности и непрерывности инклюзивного образования; региональный и мировой опыт развития непрерывного инклюзивного образования, его научно-методическое обеспечение; организационно-управленческие проблемы и решения при реализации стратегии непрерывного инклюзивного образования; психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; педагогические технологии преемственности процесса инклюзии в образовании и др.

Помимо лекций, пленарных заседаний и панельных дискуссий, были организованы тематические секции, мастер-классы, дискуссии, круглые столы, практико-ориентированные семинары. В каждом тематическом направлении были представлены теоретические основы проблемы, результаты исследований, практический опыт.

В рамках конференции была организованна тематическая выставочная экспозиция производителей и дистрибьюторов оборудования и методической литературы по работе с детьми с ОВЗ.

Сотрудники Центра инклюзивного образования ПСТГУ посетили секции:

  • «Тьюторство как ресурс инклюзивного образования»,
  • «Социокультурная адаптация, профориентация и трудоустройство»,
  • «Региональный опыт реализации инклюзивного образования»,
  • дискуссию «Возможна ли индивидуализация в массовом образовании?»,
  • мастер-класс «Профессия тьютора».

Первая секция, которую посетили сотрудники Центра, была посвящена теме «Тьюторство как ресурс инклюзивного образования» и провела ее Татьяна Михайловна Ковалева, доктор педагогических наук, руководитель кафедры индивидуализации и тьюторства Московского городского педагогического университета, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА).

В своем выступлении Татьяна Михайловна Ковалева четко разграничила понятие тьютора и ассистента, обращая внимание на то, что тьютор – это не ассистент, как зачастую воспринимают эту должность, а специалист, сопровождающий индивидуальный образовательный маршрут учащегося. Несмотря на различные интерпретации этого термина, под тьюторством президент МТА понимает особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

В связи с чем Татьяна Михайловна подчеркнула, что индивидуализация является основным принципом тьюторского сопровождения, которое нельзя путать с принципом индивидуального подхода. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным.

Основная же идея, которая переходила из одной тематической секции в другую, заключалась в важности следовать за обучающимся, за его потребностями и интересами, оказывать содействие в профориентации и трудоустройстве.

Центр инклюзивного образования