Группы регентской практики факультета церковного пения подготовили и провели стилевые богослужения

В этом году регентская практика работы с хором студентов 2-5 курсов закончилась несколькими богослужениями, в частности, группа под руководством старшего преподавателя кафедры регентования С. А. Коноревой подготовила Литургию 18 февраля 2021 года с песнопениями знаменного роспева и строчного многоголосия. Основным материалом послужили расшифровки М. В. Богомоловой, а также общества «Вертоград».

Долгое время диссонантное многоголосие не принималось некоторыми исследователями, считающими невозможны столь резкое его звучание. Однако интересно, что любой начинающий исполнять песнопения этого стиля и даже поначалу испытывающий некоторое неприятие в процессе работы постепенно открывал для себя его красоту и уже не был его противником. Строчное многоголосие непривычно не только для тех, кто его поет, но и для тех, кто служит. В этом смысле у студентов факультета церковного пения есть уникальная возможность включить эти песнопения в богослужебную практику в храмах Университета.

Изучая певческую традицию, этот стиль никак нельзя обойти, поскольку он органично развивает и продолжает то, что заложено в знаменном роспеве.

Группа регентской практики под руководством заведующей кафедрой регентования Т. И. Королевой подготовила Литургию 19 февраля 2021 года с песнопениями традиционных роспевов в партесной гармонизации. Основным материалом послужили расшифровки Н. Ю. Плотниковой и выпускницы факультета церковного пения И. Ковровой.

Партесный стиль развивался от простой консонантной вторности основному голосу до многоголосных барочных концертов, и именно песнопения начального периода могут быть использованы за богослужением. Замечательно то, что возможно исполнить в едином стиле почти всю Литургию.

«Сегодня этот стиль звучит как в концертных программах, так и за богослужением, хотя и очень редко. Диапазон трактовок партесного стиля современными хоровыми коллективами достаточно широк. Мы обращались к их опыту и искали свое исполнительское решение. Это процесс творческий и потому интересный. На спевках, конечно, удавалось в большей степени почувствовать красоту стиля и попробовать многое, что за богослужением не получилось. Главное для нас — постичь певческие стили, вышедшие из употребления, вернуть их в богослужебное пространство, чтобы они снова стали языком молитвы. После таких служб всегда остается ощущение красоты и праздника», — рассказывают Татьяна Ивановна Королёва и Светлана Анатольевна Конорева.

В регентской практике принимали участие студенты младших курсов, и такое погружение в сложные стили, изучаемые по программе только на 4 курсе, стало для них как для регентов трудным опытом, однако как для певцов — интересной и полезной школой.