Общее фото. Подворье «Благодать»
Практиканты с детьми. Подворье «Благодать»
Литургия в заброшенном храме. Подворье «Благодать»
Мария учится верховой езде
Полина учится верховой езде
Участники инклюзивного квеста
Самодельные сувениры на память о практике
Даннил проводит квест
После творческого вечера для дам у Друзей
Практикум по трудоустройству
Пикник для бездомных и друзей Центра
Мастер-класс в фонде «Кораблик»
Раздача листовок об акции
Подготовка к мастер-классу
1 /
Многообразие служения: на кафедре социальной работы подведены итоги летней практики студентов

Ежегодно в конце второго курса студенты направления «Социальная работа» отправляются на летнюю практику. Этой практикой завершается цикл практик второго курса, во время которых студенты учатся проводить социально-педагогические мероприятия для клиентов социальных служб.

«Каждый студент на практике должен самостоятельно, исходя из профиля организации разработать, утвердить план мероприятия, провести его и оценить полученные результаты», ‒ рассказывает   преподаватель практики Татьяна Александровна Некрасова. «Очно и дистанционно в этом году студенты проводили мероприятия для бездомных, людей в трудной жизненной ситуации, детей с инвалидностью, в инклюзивных группах».

Разнообразие практик будущих специалистов по социальной работе возможно благодаря надежным партнерам ‒ различным организациям социальной направленности. Благодаря многолетнему сотрудничеству кафедре удалось выстроить систему эффективной практики, пользу от которой получает и студент, и принимающая организация.

Степан Янин, ответственный за организацию практики на кафедре социальной работы: «Мы чувствуем свою ответственность перед партнерами и сектором, ведь многие НКО боятся и не хотят принимать практикантов».

Неудачный опыт партнерства по практике часто приводит к отказами взаимодействовать с вузами. Мы сталкивались с ситуациями, когда организации не хотят брать практикантов из-за неудачного опыта, который не хочется повторять.

Наша система практики выстроена исходя из пожеланий и опыта принимающих организаций, поэтому наши студенты всегда имеют конкретное задание, закрепленного куратора в организации и практикуются небольшими группами. Мы считаем, что задания должны быть полезными для студента и нужными для организации, тогда мотивация обеих сторон будет выше. Еще мы против того, чтобы наших студентов называли волонтерами ‒ это сразу снижает градус ответственности. Волонтер пришел, сделал дело и ушел, а практикант ‒ будущий специалист, имеет ряд обязательств, без которых не получить зачет».

Как проходила практика в этом году?

Часть студентов проходила практику в Москве, а некоторые смогли принять участие в региональных социальных проектах. Так, студенты 3 курса Мария Гутиева, Иван Воскобойников и Михаил Холмуродов были направлены в Ивановскую область, на подворье «Благодать». Уже третий год студентов принимает иеромонах Мелитон (Присада), организовавший в селе уникальный дом сопровождаемого проживания. На подворье постоянно проживают сироты, молодежь и взрослые с инвалидностью, странники и трудники.

Наши студенты с первого дня влились в жизнь подворья, занимались хозяйством, вместе участвовали в богослужениях, организовывали досуг для гостей и жителей подворья. Мария провела мастер-класс «Браслет выживания» (плетение по старинной турецкой технике), Михаил организовал викторину «Все обо всем» для развития навыков групповой работы, а Иван отвечал за спортивные мероприятия, провел квест «В здоровом теле здоровый дух». Особенно запомнился на подворье музыкальный вечер, организованный Иваном: под баян у костра пели все, кто хотел. Студенты разработали маршрут и осуществили однодневный поход «Лагерь Робинзонов» с переправой через Волгу .

«За 4 недели мы стали большой дружной семьей, многому научились и подружились с ребятами, живущими на подворье. Что-то приходилось делать впервые, многое происходило в непростых, но интересных условиях. Научились слушать и слышать ребят, с которыми жили, работали и молились вместе», ‒ так рассказывают о своей практике Мария и Иван.

Мария Киселева и Полина Играева практиковались в Ярославле, в некоммерческом партнерстве ветеранов и любителей активных видов спорта ‒ спортивном клубе «Физкультурник». Студентки провели два социально-педагогических мероприятия: мастер-класс по флористике для подопечных Красноперекопского психоневрологического интерната г. Ярославля и квест-игру «Путешествие с князем Петром и княгиней Февронией» для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Егор Приходько практиковался в лагере православной школы «Лествица», в которой когда-то учился сам, и проводил познавательные игры об истории и социальной деятельности Троице-Сергиевой Лавры. Даниил Зайцев проходил практику в «Национальном центре паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации»: для других ребят на реабилитации Даниил провел поэтический квест.

Практика в Москве и дистанционно

В Московских организациях практики тоже были разнообразными. Ольга Чинкова проходила практику в центре социальных и культурно-просветительских услуг «Друзья общины Святого Эгидия», где участвовала в раздачах еды для бездомных, подготовке традиционного летнего пикника для волонтеров и подопечных центра. Ольга провела «Творческий вечер для дам у Друзей». На вечере звучали знаменитые песни советского времени в исполнении гостей ‒ студенток кафедры экономики ПСТГУ Ефросинии и Ульяны. «Такие встречи могут стать ступенькой на пути к социализации для людей в ситуации крайней нужды или бездомности и просто поддержать женщину в трудной ситуации», ‒ рассказывает о своем мероприятии Оля. Вторым мероприятием стал практикум по трудоустройству для подопечных центра.

Артем Булыгин практиковался в благотворительном фонде «Волонтеры в помощь детям–сиротам». Фонд помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, находящимся на длительном лечении в больницах. Артем стал участником ежемесячной акции ‒ сбора предметов первой необходимости, средств личной гигиены и питания для подопечных фонда в гипермаркете «Глобус». Задачами Артема были: раздача листовок о фонде, рассказ об акции, сбор пожертвований.

«Этот опыт для меня был непростым, ‒ рассказывает Артем. Не все посетители гипермаркета были в восторге: кто-то пугался, грубо отвечал, но многие спокойно реагировали и участвовали в акции».

Практика Всеволода Чернова и Семена Карабанова проходила в благотворительном фонде «АиФ доброе сердце», который был создан еженедельником “Аргументы и факты” в 2005 году для адресной помощи. Первыми подопечными фонда стали жители Беслана после теракта в общеобразовательной школе. На практике Всеволод и Семен работали с документами и базами данных, тестировали новый сайт фонда и провели тренинг «Нарисуй музыку» для сотрудников и волонтеров.

«Это был очень интересный, одновременно сложный опыт. Тренинг с арт-терапия влияет на психологическое состояние человека, позволяет снизить влияние стресса и расслабиться», ‒ рассказывают студенты.

Мария Левина и Екатерина Трунина проходили практику в благотворительном фонде «Кораблик», оказывающем помощь детям с тяжелыми заболеваниями и их семьям. Фонд помогает детям, находящимся на длительном лечении в больницах. Мария провела мастер-класс по изготовлению игрушек из подручных средств, причем для каждого ребенка необходимо было проводить мастер-класс индивидуально. «Это был непростой опыт: я оставалась с малышами в палате одна, и нужно было быстро ориентироваться в ситуации, когда ребенку что-то не интересно или что-то не получается”, ‒ рассказывает Маша. Екатерина провела мастер-класс по изготовлению куклы из пряжи для волонтеров благотворительного фонда, так как в больницу не удалось попасть из-за эпидемиологических ограничений.

Базой практики для Елены Андреевой и Ольги Соловьевой стал Благотворительный фонд «Подсолнух». Студентки занимались сбором средств для подопечных фонда, а Ольга провела творческий мастер-класс для детей в РДКБ. Максим Денисов проходил практику в проекте «Мастерская светоч», который оказывает помощь детям с различными особенностями в адаптации к самостоятельной жизни. Максим исполнял обязанности координатора занятий: запускал конференции, планировал занятия, приглашал участников, следил за дисциплиной и качеством техники.

В качестве заключения

На кафедре социальной работы уверены, что многообразие служения, которое видят студенты за годы обучения, позволяет не только расширять представление о социальной сфере и эффективных технология помощи, но, что немаловажно, способствует успешному трудоустройству. Кафедра благодарит всех партнеров, которые, несмотря на трудности и ограничения, вкладывают силы в подготовку будущих специалистов по социальной работе.

Узнать еще больше о практиках студентов можно в социальных сетях. Сообщество “Социальная работа ПСТГУ” в ВКонтакте является учебной платформой, где о своей жизни и учебе рассказывают сами студенты.

ВКонтакте https://vk.com/sr.pstgu по хештегу #практика@sr.pstgu

Ютуб канал - https://www.youtube.com/channel/UC93thExbmU3HnDYCgefM3pQ

Инстаграм https://www.instagram.com/socialwork_pstgu/

Кафедра социальной работы
Богословский факультет